Формула счастья педагога мастерской рукоделия при ПНИ № 3

15.10.2019
Поделиться в соцсетях:

Павел - педагог мастерской рукоделия при ПНИ № 3. Молодой человек рассказал нам о своих учениках, любви к работе и технических аспектах творчества:

Мастерская рукоделия изначально задумывалась для подопечных ПНИ, которые нуждаются в поддержке в большей степени. Это, условно говоря, более слабые ребята, с которыми мы часто занимаемся тет-а-тет, лично, применяя технику «рука в руке». Иногда ребята приходят с волонтерами, когда учеников много и на всех не хватает внимания педагогов.

Основной вид деятельности – это печать по текстилю, если говорить о конечном продукте. В теплое время года мы печатаем с помощью эко материалов: например, мы берем листья, промазываем их краской, и ребята их прикладывают к ткани, в результате остаются красивые узоры. Также мы с ребятами иногда выбираем какой-то понравившийся рисунок, вырезаем трафарет и с помощью адаптированных приспособлений (губки на ножке; ручки, щетки с прикрепленными губками) ребята печатают по трафарету, краски выбирают сами. Цветовое сочетание – это полностью их фантазия. Таким образом мы изготавливаем эко сумки, декоративные наволочки для подушек. Пришьем ручки – будет сумка, пришьем липучку – будет наволочка. В работе применяется специальный акрил по ткани, он закрепляется с помощью температуры. Т.е. готовый рисунок необходимо прогладить утюгом - по пять минут с каждой стороны. Рисунок не исчезает даже после 5-10 стирок.

В мастерской мы также изготавливаем игрушки. Они гораздо сложнее в производстве – много этапов. Кто-то из ребят сначала создает эскиз рисунка, потом мы его раскраиваем, вырезаем. С другими ребятами мы это набиваем, сшиваем. Кто-то наносит поверхностный слой акрилового грунта, и на финальном этапе автор рисунка разукрашивает игрушку. Из-за сложности процесса, изготовление игрушек пока не пользуется популярностью среди подопечных.

Все работы производятся совместными усилиями: кто-то любит педаль на машинке нажимать, кто-то определенные операции проводить, кто-то лампу опускает, колесико крутит. Стараемся максимально вовлекать ребят в процесс, развивая моторику, когнитивные функции. Ребятам нравится «быть в процессе», помогать, работать руками. В интернате, в основном, делают все за них, а в мастерских больше свободы. Здесь мы по максимуму стараемся не ограничивать их выбор.

В керамической мастерской много адаптивных технологий. Есть простые изделия, которые могут создаваться практически всеми ребятами, есть более сложные. Практически все сложные формы созданы, в основном, Александром Румянцевым. А расписывают их уже другие ребята. Самые узнаваемые рисунки – Миши Соколова.

Выставочный фонд керамики – это изделия, которые не участвуют в ярмарках, а демонстрируются на выставках, куда приглашаются авторы работ. Ребята могут рассказать о своих работах всем желающим. Последнее подобное мероприятие состоялось во Пскове на международном фестивале «Другое искусство». С нами поехал Саша. Посетители подходили, мы им рассказывали про наши продукты, такое социализирующее мероприятие.

Очень интересно рассказывает о своих работах и о своей жизни подопечный Вася. У него очень нестандартная речь и мышление. Например, из рассказа об изготовленной чашке, вы узнаете, что нужно из этой чашки пить. Потому что, например, если из нее пить чай, в котором мало сахара, чашка расстроится: «зачем вы меня сделали, если у вас недостаточно сахара».

Ребята посещают мастерскую 1-3 раза в неделю, согласно индивидуальному расписанию. Для некоторых, например, как для Саши Румянцева, это работа. Он здесь 5 дней в неделю – каждый день приходит и выполняет свои определенные функции. Саша трудоустроен официально, как помощник мастерской, получает зарплату. Делает сложные формы, доводит продукцию до готовности.

Я очень люблю свою работу. В первую очередь, из-за эмоциональной отдачи, которую не только я транслирую во вне - ребятам, но и которую я получаю от них. Это самый животрепещущий момент. Во-вторых, из-за атмосферы – отсутствия жестких рамок, формальностей, в отличии от коммерческих проектов, в которых когда-то доводилось работать. Здесь есть свобода, творчество, общение – все то, чего многим по жизни не хватает. Я могу сказать, что нашел свое место в жизни.

Другие новости