Зачем и как рассказывать ребенку об инвалидности и инвалидах
Благодаря инклюзивным и интеграционным программам, начинает исчезать проблема отторжения особенных детей обществом. Они учатся в обычных школах, посещают детские сады, играют в одной песочнице со здоровыми. Беседа об инвалидах с детьми имеет двойное значение — для их нормального взаимодействия и ради помощи в социализации тем, кто имеет проблемы со здоровьем
Какое-то время назад больные дети в большинстве своем были практически изолированы. Особенно такая проблема наблюдалась в небольших городах. Из-за недостаточного опыта общения и знаний о различных расстройствах и нарушениях, окружающие сразу нарекали любого особенного человека умственно неполноценным. Взрослые нередко запрещали своим здоровым чадам играть с ними, беспокоясь по поводу возможной агрессии. Коррекционные школы называли «заведениями для дурачков». Каждый раз, проходя мимо их высоких заборов, грозили детям — «Вот будешь плохо учиться, попадешь в школу дураков». Обидным оскорблением считалось назвать обычного человека «дауном», «дебилом». Это очень горькая пилюля для родителей, читающих этот текст, но наверняка многие вспомнят, что так было в их детстве.
Парадокс — здоровые жевали гудрон, играли в «догони меня кирпич», цепляли лишаи от бездомных котиков, но изгоями были абсолютно безобидные дети «за барьером» — с ДЦП, аутизмом, синдромом Дауна и так далее. Общество своим отношением изолировало таких детей, буквально заперло их.
Прошли годы и, к счастью, картина поменялась. Организации, фонды, чиновники, знаменитости, телевидение и газеты начали много рассказывать про инвалидов. Особенные дети пришли в обычные школы, детсады, играют в одной песочнице со здоровыми. В принципе, они сейчас находятся на равных правах со здоровыми, как и должно быть.
Наши дети будут с ними взаимодействовать. При отсутствии у обычных детей неправильных установок, предубеждений проблем быть не должно. Однако они должны знать о том, кто такие инвалиды, почему они стали такими и о некоторых особенностях разных заболеваний, по трем основным причинам:
1. для развития в них важных качеств — помощи ближнему, адекватному отношению
2. ради улучшения контактной среды с особенным сверстником
3. для устранения типичного негатива, внушаемого ровесниками или взрослыми невеждами.
Как рассказать ребенку про человека с особенностями
Беседа с детьми об инвалидах необязательно должна проходить в воспитательном формате. Не нужно сажать их в кресло и говорить — «А сейчас мы поговорим с тобой...». Существуют другие способы:
● включите, как бы невзначай, пару инклюзивных мультиков, в интернете их огромное количество. Прочтите вместе какую-нибудь книгу, например, очень произведения Владислава Крапивина «Та сторона, где ветер», «Самолет по имени Сережка»
● на прогулке, встретив кого-то в инвалидной коляске, с белой тростью или с необычным поведением, аккуратно обратите на него внимание
● отвечайте на возникающие вопросы, связанные с инвалидами, подробно.
Воспитательные беседы требуются в том случае, когда в саду или в школе появился такой сверстник. Если ребенок сильно заинтересован, покажите ему, что испытывает человек с ограниченными возможностями. Например, завяжите шарфом глаза и предложите хотя бы 10 минут «побыть» незрячим, убрать руки за спину, прыгать на одной ноге, попробовать объясняться жестами, без речи. Объясните, что ребенок с ОВЗ отличается от него только тем, что имеет проблемы со здоровьем.
Как научить культуре общения
Обучать каким-то тонкостям этикета еще рано. Достаточно объяснить следующие вещи:
● нельзя дразнить, обзывать того, кто болеет, даже если лучшие или авторитетные друзья это делают
● не стоит задавать неудобные вопросы. Лучше дома расспросить родителей — «Почему у Коли нет ноги?», «Как Вася перестал разговаривать?». Вы должны задать своего ребенку манеру поведения на будущее
● не забывать о том, что «Оля не видит твою игрушку, дай ей ее в руки ощупать», «У Стаса проблемы с ногами, ему тяжело за тобой бегать» и так далее
● называть нового знакомого надо по имени, а кричать «даун» или «аутист», как минимум некрасиво
● нельзя брать чужие приспособления — слуховой аппарат, трость, кататься на инвалидной коляске, забирать у аутиста игрушку
● нужно быть доброжелательным и внимательным. По возможности заступаться за слабых, помогать им.
Однако в основном следует внушить, что, даже если у кого-то нет ноги или он не видит, относиться к нему нужно как к обычному человеку, не делая видимого акцента на дефекты.
Если при случайной встрече проявился страх, побеседуйте на тему того, что такие заболевания незаразны, а сами дети не опасны. Предложите познакомиться и убедиться в том, что это правда. Расскажите о заболевании.
Полезные рекомендации родителям
Толерантность — хорошо, а вот заставлять сына или дочь играть с ребенком с расстройствами — плохо. Достаточно их хорошего, вежливого отношения. Если они друг к другу не тянутся, значит, не стоит их сближать. Подружатся они без вас, если обоим будет это нужно.
Бывает так, что у ребенка-инвалида проявляется агрессия или другие поведенческие нарушения и у вас возникает вполне понятная тревога за своего ребенка. В этом случае поговорите с педагогом/воспитателем/родителем, выясните, отчего это происходит, как следует себя вести. Дома проведите серьезную беседу со своим малышом. Возможно, ему действительно не следует подходить к однокласснику или вести себя потише, аккуратнее.
Никогда не наказывайте ребенка, если он обидел инвалида. Так вы можете в нем вызвать негатив к особым детям. Лучше объясните, почему этого делать впредь не следует. Предложите извиниться и что-то подарить, но при этом не стойте над ними, подсказывая, как это делать.
С каждым годом количество детей с ОВЗ и инвалидностью увеличивается. Важно помочь им безболезненно адаптироваться и объяснить своим детям, как с ними правильно общаться.