Почему дети с синдромом Дауна должны учиться в обычной школе?
Сложившиеся стереотипы до сих пор не позволяют большей части социума принять людей с инвалидностью как равных. Так, детей с синдромом Дауна зачастую воспринимают как умственно отсталых, неспособных к обычной жизни, а иногда даже опасных. В результате мы получаем то, что загадываем. Лишенный общения ребенок вырастает именно неполноценным человеком и не из-за нарушения здоровья, а от принудительной изоляции. К счастью, пусть с некоторыми сложностями, сейчас активно проводится политика инклюзии, предполагающая в том числе, равноценное с обычными школьниками развитие ребенка с синдромом Дауна
Безусловно, некоторых детей-даунов пока сложно внедрять в инклюзию. Этому препятствует их умственное и психическое развитие. Но при синдроме Дауна такие серьезные нарушения не являются правилом. Обычно умственный и психический потенциал даунов позволяет им учиться на равных с обычными детьми. Они требуют больше внимания со стороны педагогов, и это нередко вызывает возмущение родителей здоровых одноклассников. Хотя повышенного внимания требуют и дети без всякого диагноза.
Другая проблема заключается в том, что учителям действительно приходится тяжело, ведь им необходимо резко перейти на новый уровень специализации — быть обычным педагогом и дефектологом по совместительству, работать одновременно в двух группах единого класса. Особенно эта проблема актуальна при неразвитой системе тьюторства, часто учителям приходится выполнять еще и эту функцию.
Все эти вопросы, безусловно, должны быть решены и обязательно будут подняты, но на это потребуется время.
Преимущества инклюзивной системы
Между тем обучение детей с синдромом Дауна в обычной школе дает им огромное количество преимуществ по сравнению с коррекционной.
В социальной среде можно разрешить проблемы получения основных навыков и самоконтроля. Здоровые сверстники становятся примером поведения в обществе, у них дети с инвалидностью учатся защищать себя, отстаивать свою точку зрения, контролировать эмоции. Кроме того, детей-даунов не настолько много, чтобы иметь возможность заводить друзей исключительно среди себе подобных.
Основные плюсы развития детей с синдромом Дауна в обычной школе:
● устранение страхов и комплексов перед собственными особенностями
● рост толерантности по отношению у здоровых одноклассников
● развитие морально-этических принципов, правил поведения детей с нарушениями
● укрепление дружеских отношений в единой группе
● получение детьми с особенностями полноценного образования, необходимого для успешного будущего.
Разнообразие социальной среды обеспечивает интерес к обучению. Исследования показали лучшую посещаемость и обучаемость детей с синдромом Дауна в общеобразовательных учреждениях. Многие из них затем успешно поступали в престижные вузы страны.
Вопреки опасениям родителей, вектор внимания к их детям при этом не снижается. Наоборот, в классах с особенными учениками учителя стараются уделять равноценное время, заботу каждому. Это позволяет сохранять благожелательную атмосферу, обеспечивает взаимовыгодную поддержку со стороны активных мам и пап.
Особенности обучения детей Даунов вызывают много противоречивых мнений по поводу их обучения в обычных школах. Однако бояться нечего, опыт единичной инклюзии еще во времена советской школы показал, что подобная практика, как правило, имеет положительный эффект для всех сторон.