Как снизить тревожность у аутичных детей?

Поделиться в соцсетях:

Мы часто испытываем состояние тревожности в разных стрессовых ситуациях. Каждый переживает ее по-своему, но особенно тяжело детям с аутизмом. Они не могут выразить свои ощущения, иногда даже родители не понимают, что им плохо. При этом вывести из равновесия их может любая ситуация, даже самая безобидная


Когда мы испытываем это состояние? В кризисные и экстренные моменты, а также во время панических атак. Дети с расстройством более чувствительны. Если вы с этим столкнулись впервые, вам поможет подробный список типичных стрессовых ситуаций. Однако не следует думать, что все они обязательно его затронут, все строго индивидуально.

Типичные причины возникновения тревожности

Аутисты не любят занятия, которые они планировали не сами. Время должно быть посвящено какому-либо действию либо смыслу. Их раздражают:


  • ожидание — в очереди, на автобусной остановке, паузы в движении на светофорах
  • паузы в занятиях — в школе, в кружке, на секции
  • слишком длительные уроки — аутистам сложно удерживать внимание на одном занятии.


Все, что вызывает сложности в обучении, а также оценочная система, также посылают тревожные импульсы в мозг:


  • письменные задания
  • разбивка на блоки текстов, занятий
  • чтение
  • контрольные работы
  • оценки.


У аутистов есть проблемы с сенсорной интеграцией, встречаются они практически у каждого ребенка:


  • мероприятия, на которых сочетаются громкая музыка, большое количество людей, яркое освещение
  • громкие звуки
  • паническое настроение окружающих
  • сильные запахи
  • стрижка или сбривание волос
  • пища — если не нравится на вкус, слишком острая, пересоленная, неприятная для ребенка внешне
  • шум во время еды — поэтому многие аутисты не любят столовые приборы
  • медицинское обследование и лечение, а также заболевания, боли в разных частях тела
  • неудобная одежда, обувь или переодевание
  • умывание, чистка зубов.



Чаще всего, возникающие проблемы носят социальный характер, так как дети-аутисты практически всегда зациклены и замкнуты:


  • неожиданность — события, которые произошли внезапно, например, приезд малознакомых гостей, поездка
  • перемены — поход в школу, смена класса, переезд в другой дом, перестановка мебели, ремонт
  • необходимость приспосабливаться в ущерб своим интересам под чужие социальные нормы и потребности
  • большое количество людей
  • непредсказуемое поведение других детей
  • разговор с малознакомым человеком
  • наказания, особенно телесные
  • ругань, ссоры
  • усталость.


Симптомы тревожного расстройства у аутистов

Симптоматика у всех разная. Обычно родители сами знают, когда их ребенку плохо, он перевозбужден или расстроен. Однако бывают новые ситуации, сопровождающиеся непривычным поведением. Распознать стрессовое самочувствие можно по следующим признакам:


  • ребенок переминается с ноги на ногу
  • встряхивает руками
  • ходит из стороны в сторону
  • раскачивается
  • чрезмерно напрягается, принимает неестественные позы
  • пытается покинуть место разговора
  • повторяет одну и ту же фразу.


Сильная вокализация, плач или аутоагрессия характерны для тех, кому не хватает ресурсов сдержать свои чувства. Кроме того, от стресса у аутиста может что-то заболеть, например, голова или живот.


Как снизить тревогу у аутичных детей?

Когда вы будете пытаться успокоить ребенка с аутизмом при сильном расстройстве, он может выкрикивать неприятные вещи, отталкивать вас. Этот момент очень важно просто пережить, стерпеть. Нельзя даже за самые гадкие слова бить его, оскорблять в ответ или просто уходить. В момент отчаяния аутистам сложно контролировать свое поведение и захлестывающее отчаяние, но это вовсе не значит, что они не нуждаются в вашей помощи.


Если страдает ваш близкий человек, его нужно увести из травмирующего места. Хорошо бы иметь под рукой своеобразную «аптечку», в которой будут «находиться» по мере интересов:


1.    успокаивающая музыка

2.    любимая игрушка, антистресс или другая вещь, которая сильно нравится аутисту

3.    релаксирующий массаж и иные действия (например, некоторые любят, когда их гладят по голове или закрывают их уши своими руками)

4.    успокаивающие слова или песенка (это только для родных, которые знают, что сказать, с какой интонацией)


Профилактика тревожности

Вряд ли у аутиста больше никогда не повторится подобное состояние. Как правило, тревожность у таких детей повышена. Чтобы не провоцировать, старайтесь избегать ситуаций, которые к ней приводят:


  • откажитесь от идеи сделать его таким, как все, обычным. Это практикуют многие родители. Разумеется, коррекция необходима, но она занимает годы. Нельзя просто сразу резко обрубить всю индивидуальность малыша и ввести правила традиционного воспитания, не предполагающие никаких смягчающих обстоятельств, уступок
  • не давайте непонятных заданий, с которыми ребенку будет не только тяжело справиться, но также разобрать суть. То же самое касается вопросов и обращенных фраз
  • используйте те средства коммуникации, с помощью которых ребенку будет проще общаться. Даже если он у вас начал активно общаться с помощью устной речи, не забирайте альтернативу — карточки, блокнот, попытки жестового дополнения
  • любая негативная поведенческая обстановка — это лишь протест, своеобразное «нет» происходящему. Не нужно воспринимать это как «пиратство» со стороны аутиста, активно пытаться «сломать» его мнение, если речь не идет об особо важной ситуации
  • новые контакты — это хорошо для любого замкнутого человека, но если он выражает протест против конкретного знакомства или объятий со стороны чужого человека, заставлять не нужно. Разумеется, если в этом нет необходимости
  • оставьте попытки навязать творчество, ненужные поручения — чувство негатива к занятию от этого только вырастет.

Помощь при повышенной тревожности

Если вам тяжело справляться с тревожностью ребенка своими силами или она кажется вам чрезмерной, целесообразно рассмотреть другие способы избавления от нее.

Например, обратитесь к клиническому психологу за когнитивно-поведенческой терапией. Этот вид помощи подходит скорее для взрослых пациентов. КПТ учит распознавать негативные эмоции на первой стадии проявления и справляться с ними в самых распространенных стрессовых ситуациях.

Многие родители против использования медикаментов в процессе коррекции и приспособления к самому расстройству. Однако в случаях повышенной тревожности без них не всегда легко обходиться. Поэтому поговорите с врачом, просто чтобы такие лекарства были у вас в аптечке.

Еще один вариант снятия повышенной тревожности — физическая активность. Упражнения помогают сбросить чрезмерное напряжение, негативную энергию и адреналин, скапливающиеся за день.

Спорт полезен для души и для тела, однако также нужно соблюдать диету, исключив продукты, негативно влияющие на нервную и сердечно-сосудистую системы — кофеин, танин, шоколад, острые блюда. Усиливая сердцебиение, они могут спровоцировать негативное состояние, напоминающее паническую атаку.

Хорошо помогает альтернативная терапия. Например, музыка, курсы лепки, рисования, иппотерапия, дельфинотерапия, танцы.


Как бы там ни было, с повышенной тревожностью аутистов необходимо справляться вовремя, так как сильные переживания могут еще больше застопорить развитие ребенка.


Поделиться в соцсетях: