Задержка психического развития (ЗПР)

Поделиться в соцсетях:

Психика человека – уникальный и крайне сложный механизм, позволяющий нам взаимодействовать с окружающим миром, получать и анализировать информацию, делать выводы, запоминать полученный материал, соответственно – обучаться чему-то новому, в течение всей жизни. Именно этот механизм стал ключевым в эволюции человека, и именно психическому развитию следует уделять максимум внимания. Особенно если речь идет о детях


В последнее время ЗПР у детей, то есть, задержка психического развития – более распространенный диагноз, чем 20-30 лет назад. Но при своевременной коррекции, диагноз обратим, поэтому родителям стоит обращать внимание на ранние признаки нарушений в развитии их ребенка.

Под ЗПР подразумевается задержка развития эмоционально-волевой, интеллектуальной, познавательной и психической сфер.


Причины

Специалисты выделяют следующие причины задержки детского психического развития, соответственно, и формы ЗПР:

•    конституциональные. Более выражено отставание эмоционально-волевой области, при нормальном физическом и психическом развитии. Такие дети легко внушаемы, инфантильны, у них преобладает игровая мотивация

•    соматогенные. В эту группу входят нарушения, вызванные детскими неврозами, перенесенными инфекциями, хроническим заболеванием, патологиями соматической системы (врожденными или приобретенными). Соматогенная задержка детского психического развития сопровождается астенией. Часто дети боязливы, стеснительны

•    психогенные. Наиболее важный фактор в развитии психогенной ЗПР – психические травмы, семейное неблагополучие. Эту форму следует отличать от педагогической запущенности

•    церебрально-органические. Нарушена познавательная деятельность, эмоционально-волевая сфера, причиной нарушений является патология развития нервной системы, возникшая вследствие гидроцефалии, родовой травмы, перинатальной патологии. В свою очередь, развитию перинатальной патологии способствуют инфекции, перенесенные матерью во время беременности, угроза выкидыша, гипоксия плода, интоксикация организма лекарствами, алкоголем, наркотическими веществами.


Симптомы

Обычно задержка раннего психического развития у детей диагностируется в 5-7 лет. Но определенные признаки отставания в развитии могут быть замечены и раньше – для каждого периода жизни ребенка существуют определенные нормы развития, и грамотный педиатр может заметить те или иные отклонения. Но незначительные отклонения в развитии становятся заметны уже в школьном возрасте.

Если говорить о детях 5-7 лет, то у них отмечаются такие симптомы:

•    незрелость эмоционально-волевой сферы. Ребенок не может усилием воли вести себя «как надо», не понимает, почему нужно спрашивать разрешения или делиться игрушками, или почему родители не могут купить ему игрушку, может быть агрессивным или истеричным

•    примитивность игр. Игры таких детей не имеют сюжета или ролевых компонентов, они «механичны», просты. В ряде случаев игры разрушительны (ребенок специально ломает игрушки, разбрасывает предметы и так далее). Также дети могут постоянно двигаться, бегать, прыгать, но без конкретной цели и взаимодействия со сверстниками

•    задержка речевого развития. Существует два варианта. Первый – ребенок не разговаривает или разговаривает крайне мало, имеет скудный словарный запас, его речь отстает от возрастной нормы. Второй – речевая активность даже избыточна, но несвязная, ребенок говорит все, что можно и нельзя, часто отвечает невпопад

•    повышенная двигательная активность. Она может быть патологически высокой – ребенок не может долго сидеть на месте, не контролирует свое поведение. Или, наоборот, дети могут быть слишком тихими и стеснительными

•    низкий уровень восприятия. У детей с ЗПР низкий уровень восприятия, они хуже воспринимают и перерабатывают поступающую информацию. Неспособность найти вещь, неумение дорисовать, достроить объект или, наоборот, выделить часть от целого – характерные признаки ЗПР

•    сложности с обучением. К 1 классу дети не могут отличить главного от второстепенного в заданиях, их мышление инертно. Наряду с неразвитостью речи и скудным словарным запасом, плохо развит фонематический слух, есть сложности с логико-грамматическим распознаванием речи. При письме дети могут пропускать или переставлять буквы, писать их зеркально.

Диагностика

Диагностика проводится комплексно, после психолого-педагогического наблюдения за обучением ребенка в детском саду или школе. Главными признаками считаются: плохая память, недостаток внимания, сложности в организации собственной деятельности, проблемное поведение, сниженный уровень работоспособности и быстрое утомление.

Детей обследует психолог, психиатр, невролог, логопед, дефектолог. Проводится сбор анамнеза, обследование речи, нейропсихологические тесты. Обязательно обследование для выявления органических патологий, в том числе с помощью МРТ головного мозга, ЭЭГ. Проводится дифдиагностика с аутизмом и олигофренией.


Лечение

Коррекция ЗПР комплексная, программа составляется индивидуально для каждого ребенка. Она включает в себя коррекционные занятия с дефектологом, логопедом, психологом, нейропсихологом. При соматических нарушениях назначают физиотерапию, лекарственную терапию.


Поделиться в соцсетях: