Высокофункциональный аутизм: что это такое

Поделиться в соцсетях:

Высокофункциональный аутизм – это специфическое нарушение развития психики, проявляющееся в сложности социальной интеграции. Говоря простым языком, человек испытывает трудности при любых контактах с другими людьми, но при этом, имеет высокий уровень интеллекта. Именно эта особенность определяет данный тип, как высокоактивный аутизм


Когда говорят про высокофункциональный аутизм, чаще всего подразумевается синдром Аспергера. Действительно, почти полная схожесть проявлений и одинаковые подходы в лечении позволяют отождествить эти два расстройства.  Поэтому в медицинской литературе они обозначаются вместе – «синдром Аспергера – ВФА». Хотя различия между ними все же есть.


Основные проявления ВФА

Основными признаками высокофункционального аутизма можно назвать следующие: 1) задержка речевого развития в раннем возрасте, которая обычно компенсируется к 3-5 годам, но речь все равно сохраняет определенную странность; 2) нарушение координации, что со стороны выглядит как неуклюжесть; 3) средние или высокие интеллектуальные способности с характерной зацикленностью человека на определенной теме; 4) сложность или даже невозможность наладить контакт с незнакомым человеком.

Это основные диагностические критерии, однако их наличие, а также преобладание одного проявления над другим может варьироваться.

Разберем подробнее, как может проявляться тот или иной признак ВФА:

•    речь. Отставание в развитии речи является основным отличительным признаком ВФА от синдрома Аспергера. Речь приходит в норму примерно к трем годам, иногда чуть позже. Однако бросается в глаза её необычность: монотонность или всегда повышенная громкость, иногда присутствует странный акцент. Люди с аутизмом не в состоянии понимать социальную ситуацию и подбирать соответствующую манеру речи. Например, могут говорить громко там, где это не принято

•    движения. Для них свойственна общая задержка развития моторных навыков, которая проявляется выраженной неуклюжестью движений. Странная походка или нарушенная координация – очень характерные, хотя и не обязательные признаки. Обладая высоким интеллектом, они могут никогда не овладеть, казалось бы, элементарными навыками: например, научиться кататься на велосипеде или прыгать со скакалкой

•    увлеченность одной идеей. Это – один из самых ярких, определяющих данный диагноз признаков. Человек настолько сильно увлекается какой-то одной темой, что все его мысли, действия и разговоры вращаются только вокруг нее. Предмет увлечения может быть абсолютно любым – животные, история, автомобили, математика…. Такая зацикленность, вкупе с высоким интеллектом, может оказаться очень плодотворна. Зачастую такие люди достигают экспертного уровня в области, на которой они сосредоточены в силу своих психических особенностей.

Встречается мнение, что высокофункциональный аутизм – это и не заболевание вовсе, а просто такой редкий тип личности, которой характерные определенные черты.


Как распознать в раннем возрасте

Ранняя диагностика в случае с ВФА затруднительна. Ребенок хоть и демонстрирует определенные особенности развития, но родители либо не подозревают, что на это надо обратить внимание, либо находят успокоение, что в других аспектах их сын или дочь ничем не отличается от своих сверстников. По-настоящему очевидной проблема становится только, когда наступает необходимость посещения массовых учреждений – детского сада, школы. Эмоционально и социально неуместное поведение вкупе с неспособностью взаимодействовать с ровесниками – то что зачастую является отправной точкой к постановке диагноза.

Стоит оговориться, что иногда у детей с ВФА могут наблюдаться и признаки классического аутизма также: отсутствие контакта «глаза в глаза», они могут иметь склонность к стереотипному поведению, трясти руками, раскачиваться или ходить кругами. Но главной отличительной чертой ВФА/синдрома Аспергера является именно нормальный коэффициент интеллектуального развития, чего нет при классическом аутизме. 


Социальная интеграция людей с ВФА

Неспособность правильно понимать слова или поведение других людей, а также отсутствие чувства юмора доставляет людям с высокофункциональным аутизмом немало проблем. С ними зачастую сложно общаться. Их поступки могут вызвать непонимание. Усугубляет ситуацию то, что таким людям сложно взглянуть на ситуацию глазами другого человека, они имеют низкий уровень эмпатии. Со стороны это выглядит, как будто человек совсем не умеет сочувствовать и сопереживать.

Самое плодотворное время для реабилитации и социальной адаптации таких людей – это детство. Нормальный интеллект позволяет буквально «обучить» ребенка распознавать эмоции и чувства других людей. Профессионально этими методиками владеют дефектологи и другие специалисты, занимающиеся с аутистами.

В долгосрочной перспективе у ребенка с таким диагнозом есть все шансы стать социально-полноценным. Естественно, при правильном педагогическом, психологическом и медицинском сопровождении его взросления. Доказательство тому – огромное число известных людей с высокофункциональным аутизмом, прославивших свое время, сделавших судьбоносные открытия и оставивших след в истории. Среди них: Альберт Энштейн, Амадей Моцарт, Микеланджелло, Иссак Ньютон, Пол Дирак, Бобби Фишер и многие другие. Тэмпл Грэндин – женщина с аутизмом, которая входит в рейтинг самых влиятельных людей по версии журнала TIME, однажды сказала, что «мир ничего бы не создал, если бы исчез ген аутизма».


Поделиться в соцсетях: