Особый ребенок в классе: проблема или удача?

Поделиться в соцсетях:

В 2014 году в России приняли Закон, согласно которому любой ребенок имеет право обучаться наравне с остальными школьниками в инклюзивной форме. Для родителей детей с ОВЗ и инвалидностью это была очень хорошая новость. Многие их них давно добивались их возможной интеграции в общеобразовательный процесс. Однако вместе с тем появился страх — сможет ли ребенок влиться в коллектив, как его примет учитель, как преодолеет все трудности непривычной для него новой жизни?


Не стоит надевать «розовые очки». Только в рекламе и на словах в инклюзивных школах не бывает проблем, все вокруг счастливые и радушно принимают особенных учеников в свою школьную команду. На деле все может быть иначе.

Инклюзивная школа — изнанка социальной адаптации

Даже если в семье есть другие здоровые дети, они адаптированы с детства к тому, что с ними воспитывается необычный брат или сестра. Они привыкли к особенностям и странностям, научились вместе общаться и взаимодействовать. Однако в классе едва ли найдется пара школьников, которые сталкивались с такими сверстниками в повседневной жизни. Не ждите, что не будет никаких проблем во взаимодействии. Как правило, есть два варианта — или одноклассники берут под свое крыло необычного ученика, или сторонятся его. Нередко такие дети подвергаются буллингу или игнорированию, что приводит к тяжелым последствиям.


Нагнетают обстановку родители здоровых сверстников. Их страх основан на том, что их школьникам будет уделяться меньше внимания со стороны учителя, также беспокоятся о том, что необычный ребенок может нанести их чадам вред. Об этом они разговаривают дома, делясь с близкими переживаниями. А их дети, слыша это, подхватывают негативный настрой к однокласснику.


А особым школьникам и без того тяжело. Их выдернули из привычной обстановки, когда родители всегда были рядом, заступались в случае необходимости и морально поддерживали. Теперь же придется адаптироваться самостоятельно. Вряд ли педагог, в классе которого еще 20-30 детей, сможет им помогать также как родные люди. Тем более что учителя часто сами побаиваются брать ответственность в виде инклюзива, если раньше с этим не сталкивались.


Проблемы в коллективе приводят к трудностям в получении знаний, пропадают сразу оба стимула, из-за которых особенный ребенок в классе с инклюзивным уклоном оказался — социализация и качественное образование.


Многие родители опускают руки и пишут заявление на домашнее обучение, но, если постараться, можно исправить любую ситуацию.

Как справиться с инклюзивными проблемами

Было бы неплохо, если ваш ребенок посещал инклюзивный детский сад и в идеале, поступил в один класс со своими одногруппниками. Тем более, если он успел с ними подружиться или они привыкли к его особенностям. Однако, если вы приходите в класс с детьми, у которых никогда не было опыта интеграции, нужно попробовать преодолеть трудности и не сдаваться раньше времени. Рано или поздно ваш ребенок попадет в обычное общество и лучше это произойдет в школьном возрасте, а не во взрослом, так как детская психика более гибкая.


Еще на этапе подготовительных занятий посетите школу, познакомьтесь с родителями и учителями. На собрании им нужно рассказать об особенностях вашего пока еще дошкольника. Все неизведанное пугает, львиная доля негатива исходит именно от страха. Поясните, что ребенок не представляет опасности, что вам нечего скрывать и вы открыты для адекватного диалога. Вы успокоите их, а возможно, разбудите сопереживание и желание помочь. В идеале хорошо заручиться поддержкой родительского комитета.


Важно включить в разговор учителя, чтобы педагог рассказал про преимущества особенных детей в классе, как проходит процесс обучения и что его качество не пострадает от присутствия в классе того, кому требуется повышенное внимание, а скорее всего, даже выиграет.


Перед поступлением в школу пообщайтесь в тематических группах с другими родителями особенных детей, зачисленных на инклюзивное обучение, желательно, в том же учебном заведении. Подробно расспросите их обо всех трудностях, с которыми они столкнулись и как справились с ними сами, как помогли адаптироваться своему ребенку. Можно также посетить психолога, который даст вам совет по сглаживанию всех возникающих проблем, успокоит и поможет настроиться на спокойное обучение.


Особенные дети в школе давно уже не редкость. Трудности всегда были и будут на жизненном пути вашего ребенка. Нужно научиться с ними справляться и помочь ребенку адаптироваться в любой ситуации. Инклюзивное обучение в любом случае следует воспринимать как благо, а не проблему. При позитивном настроении у вас обязательно все получится.


Поделиться в соцсетях: