Логопед или логопед-дефектолог?

Поделиться в соцсетях:

Каждый родитель с трепетом ждет первых слов, которые произнесет ребенок, оглядывается на возрастные нормы и бесконечно переживает. Особенный накал страхов происходит, когда время «нормы» уже прошло, а чадо по-прежнему молчит или изъясняется неясными звуками. В таких случаях начинается поиск компетентных специалистов

Чем отличается специалист логопед от дефектолога? Принято считать, что логопед просто помогает «поставить» звуки, а со всеми остальными проблемами необходим дефектолог. Отчасти это верно: дефектологи располагают большим объемом знаний в вопросах сложных нарушений. Они работают с детьми, у которых имеется тот или иной дефект в развитии. Это может быть:

•    задержка умственного или психического развития

•    аутические расстройства

•    ДЦП

•    нарушено зрение или слух

•    родовые травмы

•    проведенные операции по установке слуховых аппаратов

•    сочетанные диагнозы.

Это далеко не полный перечень, но он отражает суть: дефектолог помогает развитию речи в тех случаях, когда она затруднена или невозможна по каким-либо внешним причинам. 

К логопеду же чаще всего обращаются, когда нет никаких дополнительных факторов, задерживающих речевое развитие, есть обычные трудности с произношением тех или иных звуков. 

Частым запросом могут быть:

•    слишком медленная или быстрая речь

•    перестановка звуков в словах

•    непроизношение звуков

•    заикание.

Отдельно стоит отметить, что, по сути, каждый логопед является дефектологом, так как отдельной специальности логопед-дефектолог не существует. Вопрос лишь в дальнейшей специализации, которую выберет врач: будет ли он работать со сложными случаями, или же предпочтет развиваться в стезе логопедии. Это и есть ответ на вопрос «логопед или дефектолог – в чем разница?».


Зачем нужен логопед, если ребенок не говорит?

Вопрос, возникающий у родителей, чьи дети не начали разговаривать к определенному возрасту. Ответ на него кроется в методиках работы специалиста. Хороший логопед не начинает с первого занятия вытягивать из ребенка звуки – он начинает с более отвлеченных занятий:

•    упражнения на правильное дыхание

•    игры с развитием мелкой и крупной моторики

•    артикуляционная гимнастика

•    развитие памяти, мышления, восприятия, внимания.

Все это помогает развивать мозг и необходимые нейронные связи, а также подготавливать речевой аппарат для начала речи. Благодаря таким упражнениям, ребенок самостоятельно начинает произносить звуки и овладевает речью.

Важно помнить, что любые занятия с логопедом или дефектологом будут малоэффективны, если родители пренебрегают выполнением специальных упражнений, которые даются специалистом на дом.



Поделиться в соцсетях: