Какие виды дисграфии существуют

Поделиться в соцсетях:

Дисграфия – это проблемы с письмом, обусловленные трудностями воспроизведения буквенных и цифровых символов. Как правило, у людей с дисграфическим расстройством неразборчивый почерк, а их записи неоднородны по составу букв


Симптомы дисграфии проявляются в стойких и повторяющихся ошибках в процессе письма, которые допускаются там, где написание слов совпадает с произношением и все звуки отчетливо слышны.


Сколько видов дисграфии существует

Чаще всего специалистами используется классификация дисграфии, разработанная доктором педагогических наук Р.Е. Лалаевой, систематизированная и исследованная кафедрой логопедии РГПУ. В ней выделяют:

•    артикуляционно-акустическая дисграфия. Данный вид нарушения письма характерен для учеников младших классов. В этом случае ребенок пишет с внутренним проговариванием – так, как говорит, часто пропускает буквы или заменяет их другими. Нарушения вызваны неправильным произношением звуков. Это означает, что до тех пор, пока не будет исправлено произношение, исправить письменную речь будет невозможно

•    акустическая дисграфия. Причина этого типа расстройства, которое чаще всего встречается у дошкольников – недифференцированное слуховое восприятие и нарушение распознавания похожих звуков. В письменной речи дети с акустической дисграфией пропускают буквы в словах, путают свистящие и шипящие, звонкие и глухие звуки, неверно обозначают мягкость согласных. При искажении звуковой структуры слов и проблемах в распознавании фонем произношение остается правильным

•    нарушение лингвистического анализа. Причиной наиболее распространенной формы расстройства письма у детей являются проблемы, связанные с разбиением предложений на слова, а слов на слоги и звуки. При письме ребенок часто пропускает гласные или согласные буквы, переставляет или добавляет буквы и слоги, слитно пишет слова, предлоги со словами, раздельно буквы или слоги одного слова, приставки и корни. В ошибках проявляется незрелостью сложных форм фонематического анализа: количественного, последовательного и позиционного

•    аграмматическую дисграфию связывают с несформированным грамматическим строем речи. Этот тип нарушений встречается на уровне слова, словосочетания, предложения или текста. В этом случае ребенку трудно понять логические и лингвистические связи между предложениями и определить необходимую последовательность. Возможны нарушения структуры предложения, замены суффиксов и префиксов, неправильное употребление окончаний, предлогов, отсутствие согласованности в словах, пропуск членов предложения. Такие расстройства обычно проявляются, начиная с третьего класса, когда ученик, уже освоивший чтение и письмо, приступает к изучению правил грамматики

•    оптическая дисграфия. В этом случае из-за нестабильности зрительного восприятия ребенок не может написать отдельные буквы и заменяет их графически подобными или отображает зеркально. Это связано с искажением визуального образа языковых единиц и непониманием их структуры. Каждая буква состоит из отдельных элементов. Ребенок с оптической дисграфией не может освоить процесс слитного письма. Причина данного расстройства – отсутствие зрительно-пространственных функций.

Встречается и смешанная дисграфия. Дисграфия смешанного типа диагностируется, если у пациента имеются симптомы сразу несколько видов расстройств. Избавиться от такого нарушения без помощи специалиста практически невозможно.

Диагностика дисграфии

Диагностика нарушений письма – процесс довольно сложный, но необходимый для правильного подбора лечения и коррекции. Как правило, распознать расстройство может только специалист на основе различных критериев: нарушений работы анализаторов, психических функций и плохо сформированного почерка.

Предрасположенность к дисграфии обычно возникает у дошкольников. Чаще всего она выявляется при медицинском обследовании, необходимом для поступления в общеобразовательное учреждение.

Диагностировать скрытые и явные формы дисграфии можно в любом возрасте.  Для этого используют голосовые карты. Благодаря им можно провести комплексное обследование и определить вид дисграфии.


Поделиться в соцсетях: