Как развивать внутреннюю мотивацию у детей с аутизмом

Поделиться в соцсетях:

Мотивация детей аутистов — основа успеха в обучении, воспитании и коррекции. У детей с этим расстройством слабо развито ощущение собственных потребностей. Кроме того, у них присутствует страх социального неодобрения и ощущения бессмысленности предлагаемого процесса. Поэтому любые попытки попросить что-то сделать или в чем-то поучаствовать, часто наталкиваются на стену нежелания и игнорирование просьб взрослого. Их необходимо постоянно побуждать к действиям, вызывать интерес к занятиям и совместному досугу. Как же это осуществить при самом замкнутом и трудно пробиваемом диагнозе в истории психоэмоциональных патологий?

Чтобы ребенок хотел учиться, необходимо увлечь его процессом. Например, абсолютно все обожают играть. Кто-то на сцене или в кино, кто-то в подвижные спортивные игры, а кто-то предпочитает стратегии и головоломки. Это относится и к аутистам. Игра, как мотивация к действию и развитию интереса — очень хитрый ход.

Необходимо только правильно подобрать подход к малышу и для начала выяснить, к каким развлечениям он расположен. Включить в игру можно даже очень замкнутого аутиста. Пробуйте все — от простого катания мяча до куличиков из песка, шахмат и «кто быстрее застегнет рубашку», а дальше — разрабатывайте стратегию.

Во время этого процесса вы можете учить ребенка. Хорошо усваиваются речевые конструкции, счет, развивается мелкая моторика, фантазия. Вы можете мотивировать в самой игре. Либо общением с ним поиграть вы можете побуждать ребенка к какому-либо нужному действию. Но необходимо поддерживать интерес — хвалите его за победы, не забывая оговаривать также нужные моменты. Например, «Илья, молодец, ты правильно расставил шахматы», «Аня, спасибо, что подмела в комнате, давай теперь поиграем в мяч».


«Ты это можешь — ты справишься»

Дети с аутизмом не уверены в собственных силах и боятся ошибиться больше чем их здоровые сверстники. Необходимо им показать, что они могут выполнять задания не хуже брата или сестры, друзей, одноклассников. Для этого следует опираться на их сильные стороны.


Например, ребенок хорошо считает, что для детей с РАС не редкость. Попросите его посчитать какая по счету в алфавите буква «М». Мало того что он будет развивать этот навык, так еще попутно повторит все буквы до нужной, лучше запомнит, как выглядит искомая. Со временем вы можете постепенно усложнять задания.


Проводим время вместе, а не работаем

Маму, учителя, воспитателя, во время процесса обучения дети воспринимают именно как педагога, человека, который будет строго разговаривать и что-то требовать. Чтобы такого не было, нужно сделать себя участником процесса, а не главным его критиком и оценщиком. Познавайте, удивляйтесь, шутите, создавайте дружескую обстановку и в этом случае ребенок не будет испытывать неудобства в общении с вами.

Например, вы изучаете правила дорожного движения. «Смотри, Миша. Это дорога. Давай вместе с тобой научимся переходить через дорогу правильно». При этом отбросьте учительский тон, вспомните, как вам самим в детстве было неприятно слышать холодный нравоучительный посыл в голосе педагога.


Итог любого задания — успех

Мощная мотивация детей аутистов — успешно выполненное задание. Аутисты в душе перфекционисты. Решенное задание для них сродни завершенному ряду из кубиков или сложенному пазлу. Однако их уровень интеллекта нельзя оценивать неправильно.

Если ребенок видит задачу, к которой он даже не знает с какой стороны подступиться и вам придется все время ему подсказывать, ее завершение не вызовет у него удовлетворения. Малыш будет понимать, что все получилось только благодаря вашей помощи.

Поэтому подбирайте те задачи, с которыми ребенок сможет справиться без значительных подсказок с вашей стороны. В конце всегда должно быть готовое решение, которое он сам смог получить.

Поощрение как мотивация аутистов

Любое неприятное занятие всегда должно сопровождаться поощрением. Приз как мотивация может показаться кому-то неприемлемой формой поощрения, но все мы постоянно что-то получаем. За то, что бережем себя — здоровье, за учебу — светлое будущее, за работу — зарплату, за творчество — признание и так далее. Как раз отсутствие награды напоминает механическую дрессуру, а не наоборот.

Аутистов можно и нужно мотивировать ощутимым для них призом. Они не воспримут в качестве награды знания, власть, самореализацию, зато хорошо воспримут материальные и моральные поощрения — все, что они любят или что приятно получить. Например, игру на телефоне, прогулку в любимом парке, игрушку, книжку. Это же относится к положительной оценке их деятельности, объятиям, благодарности, похвале.

Мотивация важна для аутистов. Вы можете дать им стимул победить заболевание. Главное, проявить к ребенку понимание, терпение и найти подход.


Поделиться в соцсетях: