Как общаться с особыми детьми?

Поделиться в соцсетях:

Сложность налаживания контакта с особыми детьми часто возникает как у знакомых, друзей семьи, так и у ближайших родственников. Зачастую это сопровождается страхом сделать что-то не так.  Между тем, подобные страхи необоснованны. Напротив, они могут навредить, вызвать проблемы с дальнейшей социализацией ребенка в обществе


Основные правила общения с детьми-инвалидами

Окружающие не всегда понимают, что перед ними человек с особенностями развития, если нет явных визуальных признаков этого, например, инвалидной коляски. Встретив в общественном месте ребенка с неправильным, на ваш взгляд поведением, задумайтесь, возможно он болен, а не плохо воспитан. 


Опытные родители применяют разговорные шаблоны или визитки, объясняющие происходящее — «Это Вася. Ему страшно ездить в автобусе и поэтому он кричит. Спасибо, за терпение». Однако даже если нет никаких разъяснений, проявлять чрезмерное внимание к ситуации и, тем более, высказывать критические замечания, не стоит. Правильнее всего будет никак не реагировать либо предложить свою помощь.


Сюсюканье и агуканье редко нравится даже младенцам. Ребенок с особенностями, в любом возрасте, также в этом не нуждается. Не стоит делать резких движений, бросаться обнимать, тискать и брать на руки чужого малыша с патологиями. Внезапный тактильный контакт с незнакомым или малознакомым человеком может его напугать.

Если вам приходится общаться с таким ребенком, делайте это спокойно, не повышая голоса, без активной жестикуляции. Формируйте предложения четко, избегая пространственных конструкций. Есть и запретные темы, например, нетактично затевать разговор о недуге, сочувствовать, оперировать опытом и определениями — «больной», «аутист», «паралитик», «а вот в нашем дворе тоже есть такая семья». 


Практически нет отличий в общении со здоровым ребенком и инвалидом. Оставьте попытки обеспечить инклюзивный контакт специалистам. Стандартный этикет и адекватное обращение избавят от неловких ситуаций. А чтобы не возникло трудностей в коммуникации с детьми, имеющими конкретный диагноз, необходимо получить представление об особенностях заболевания.


Как общаться с детьми с аутизмом

При общении такие дети часто не смотрят в глаза собеседнику и медленно реагируют на обращенную к ним речь. Ошибочно это воспринимается как некое проявление интровертного мышления. На самом деле аутистам просто трудно заводить новые знакомства. Наладив контакт, они сильно привязываются к человеку, который им понравился.


Во время общения не следует пытаться переложить привычные ребенку вещи на другие места, насильно поправлять ему одежду, если он, например, низко надвигает кепку или выворачивает карманы. Нарушение привычного хода для аутиста вещей или того, как он видит мир, может стать причиной сильного эмоционального всплеска. Фоновый шум может вызвать у него панику, игнорирование собеседника или раздражение. Если вы действительно озабочены состоянием своего маленького друга с РАС, постарайтесь создать спокойную атмосферу для общения.


Ждать моментальной реакции от аутиста не стоит. «Поймай мяч», «пошли гулять» и тому подобные предложения могут быть проигнорированы как фоновый шум. Особенно это актуально при использовании сложных предложений с длинными конструкциями и иносказаний. Наберитесь терпения и научитесь ждать. Упростит общение использование визуальной разгрузки – дети быстрее понимают беседу с картинками и образами, чем просто разговорную. Учтите, что речь у ребенка с РАС может полностью отсутствовать, быть несвязной, ограниченной либо непонятной.


Одна из особенностей построения доверительных взаимоотношений с детьми инвалидами — создание максимально комфортных условий. Родственникам, друзьям, знакомым, к которым семья с таким ребенком собирается в гости, следует предварительно узнать, какие вещи его раздражают либо пугают и убрать их. Тоже самое относится к ценным предметам, которые могут привлечь его внимание. Имеются в виду документы, монеты, дорогие книги, украшения и так далее. Помните, что мальчику или девочке с таким диагнозом и без того сложно адаптироваться к новому месту. А негатив при строгом запрете желаемого, на котором они могут зациклиться, усугубит обстановку.


Как общаться с ребенком с синдромом Дауна

Дети с этим заболеванием, напротив, обычно открытые, общительные и ласковые, за что их называют «вечными детьми» или «солнечными».


Дауны могут вести себя различно. Некоторые активны и неусидчивы, другие ведут себя вяло и апатично. Следует учесть это, пытаясь завязать с ребенком контакт, основанный на играх. При этом они хоть и обладают рассеянным вниманием и слабой памятью, но неплохо обучаются и выполняют простые задания, особенно связанные с карточками, картинками, простыми играми. Так как движения у них чаще всего неловкие, незаметно помогайте и обязательно хвалите за успехи.


Артикуляционный аппарат даунов развит не очень хорошо, речь медленная и невнятная. Однако обращение к ним, они воспринимают легко и без проблем. Так как общаться при синдроме Дауна с ребенком инвалидом можно на равных, не пытайтесь растягивать слова или говорить слишком медленно.


Во время общения вы, скорее всего, обратите внимание, что ребенок-даун эмоционален. Он может остро выражать эмоции и часто заводится буквально с полоборота на грусть, радость, смех или печаль. У него легко вызвать позитивную реакцию, но также легко расстроить.


Как наладить контакт с ребенком на коляске

Дети во многом познают мир через движение. Ребенок, прикованный к инвалидной коляске, этой возможности лишен и полностью либо частично зависит от здорового спутника. Такие дети часто компенсируют проблемы с передвижением, впитывая мир информационно.

При общении с ними НЕ следует:


●    использовать посредника в разговоре, если собеседник вас слышит и может ответить сам

●    словесно проявлять жалость

●    опираться на коляску, висеть на ней, тем более, трогать рычаги или пытаться перехватить ее у сопровождающего без спроса

●    хлопать ребенка по плечу или по спине, дергать, гладить по голове.


Разговаривать с инвалидом-колясочником нужно на одном уровне. Присядьте таким образом, чтобы ваши лица были напротив друг друга. Это важное правило, так как общаться снизу-вверх неудобно и не сопутствует созданию дружеской обстановки. 


Если у ребенка нет нарушений развития, разговаривайте как обычно, спросите про его интересы, поделитесь своими. Можете показать фотографии, рассказать про книгу, фильм (подходящий по возрасту), про своих домашних животных. Главное правило — не обещайте прийти снова, если не планируете это делать.


Общение с незрячим ребенком

Слепые познают мир вокруг тактильно, на слух и при этом практически не ограничены ничем, кроме визуального восприятия. Правил общения с ними немного. 

Так, нельзя подходить к слепому слишком тихо, незаметно. Если вы планируете подойти, взять его за руку, коснуться плеча, обязательно сопровождайте свои действия речью. Помните, что он вас не видит и может испугаться.


Разговаривать с незрячим рекомендуется лицом к лицу. Обращение должно начинаться с его имени, чтобы ребенок сразу понял, с кем именно вы разговариваете. Как и с колясочниками, не используйте посредников, задавайте вопросы напрямую.


Если хотите заинтересовать слепого, пользуйтесь зрительным описанием происходящего с доступной для него визуально-тактильной средой. Например, не «У меня есть кот», а «У меня дома живет пушистый кот» или не «Таня идет», а «К нам идет Таня, слышишь, как шуршит трава под ее ногами (чувствуешь, как пахнет ее духами)?». Однако не спешите описывать все происходящее вокруг, не прыгайте с одной темы на другую.


Если гуляете с таким ребенком, не тяните его за собой, идите умеренным шагом. По ступенькам поднимайтесь строго прямо. Таким же образом преодолевайте препятствия. Во время поворотов комментируйте — «Направо», «Налево». Падение может привести к появлению недоверия, восстановить которое будет непросто.


Если у ребенка проблемы со слухом

Слабослышащий или глухой человек коммуникативно может быть адаптирован почти также, как и здоровый. Родителям и близким родственникам приходится изучить специальный язык жестов. Понятно, что не все знакомые и друзья семьи тоже его будут изучать. Но если ребенок с нарушением слуха обучен письму, не составит особого труда наладить с ним с помощью записок.


Если говорить о совместных занятиях и развлечениях, то с ним можно, например, смотреть мультики с сурдопереводом, играть, например, в мяч, шахматы, догонялки, кегли, кататься на велосипедах.


При адекватном отношении к детям с ограниченными возможностями, они с легкостью пойдут на контакт, станут верными друзьями и интересными собеседниками. А обеспечить комфортное общение с ними несложно, если правильно подобрать подход и соблюдать простые рекомендации.


Поделиться в соцсетях: