Как научить aутиста говорить?

Поделиться в соцсетях:

Нарушения речи или функций общения при аутизме, явление частое. Обычно они проявляются в раннем детском возрасте, а при отсутствии корректирующей терапии могут сохраняться всю жизнь. Поэтому у родителей часто возникает вопрос — как научить аутиста говорить?


Еще не научившись облачать свои просьбы в разговорную форму, ребенок использует жестовые средства общения. Он показывает родителям на интересующий его объект пальцем, подавая знак о том, что хочет его взять. При возникновении эмоционального фона появляются экспрессивные движения — сжатые кулаки, объятия, хлопанье в ладоши.


Особенности речи у аутистов

При аутизме дети практикуют только инструментальную жестикуляцию, при этом чаще всего манипулируют руками взрослого. Чувства и эмоции они либо не передают никак, либо делают это при помощи вокализации.


Полное отсутствие речи, а также ее регрессия для аутистов характерны, они вообще отдают предпочтение звукам. Если малыш все-таки может общаться словами, у него нередко возникают нарушения и дефекты речевых навыков общения.


Один из самых распространенных, реверсия местоимений, проявляется в том, что ребенок говорит о себе во втором или третьем лице, например, «Аня идет гулять», «Он будет читать книгу».


Эхолалия также не редкость. Это явление, когда человек повторяет услышанное в текущем разговоре либо позже, то есть проявляет имитационный подражательный рефлекс. Это могут быть слова, фразы, цитаты. Бессмысленными они не являются и действительно помогают поддерживать общение, однако в разговоре не всегда понятны.


Не только говорить, но и понимать

Актуальная задача — как научить ребенка аутиста понимать сказанное, а не только говорить. Обычно она исходит от речевых вариаций. Люди привыкли употреблять нечеткие конструкции, с переносным смыслом, уменьшительно-ласкательными формами слов, сленгом, профессиональными определениями. Для аутиста это практически невыполнимая задача. Например, «зонт» для него именно зонт, а что такое «зонтик» он может не понять.


Сложно даются слова с нулевым информационным смыслом, не несущие визуальной нагрузки. Например, «яблоко» можно представить и увидеть, а вот «спасибо» — нет.


Как развивать у аутиста речь

Если у ребенка полностью отсутствует речь, необходимо медицинское обследование и выявление причин ЗРР. По результатам врач посоветует программу развития или возможную альтернативную коммуникацию.


Сдаваться при любом вердикте нельзя. Пробовать можно с карточками, на которых изображены предметы либо животные — показывайте на картинку и говорите — «Смотри, Петя. Это котик. Он говорит мяу-мяу». Если в доме живет настоящий кот, также укажите на него для закрепления материала. Продаются даже игровые планшеты с подобными развивающими упражнениями, аутисты с ними играют обычно дольше. При прямом контакте они устают быстрее им сложно удерживать связь с реальными людьми длительное время. Однако использование гаджетов — крайняя мера, живое общение гораздо полезнее во всех смыслах.


При избавлении от дефектов также нужно обратиться к специалистам, так как научить говорить аутиста правильно, в домашних условиях очень сложно. Однако само присутствие навыка уже говорит о том, что успех может быть максимально положительным.


В раннем возрасте с аутистами следует очень много разговаривать, комментируя все действия четко, емко и понятно. Никогда не говорите отрывистыми фразами, например, «Иди сюда» вместо «Вася, подойди я дам тебе яблоко».


Если с ребенком разговаривать мало, даже уже фактически развитая речь может регрессировать частично либо полностью. Поэтому общайтесь, пойте вместе детские песенки, учите простые стишки, читайте книги.

Кстати, голосовое чтение наилучший способ освоения новых слов и правил построения фраз, особенно если ребенок умеет делать это сам. Незнакомые слова обязательно объясняйте, при этом лучше всего использовать картинки как наглядные пособия.


Не злитесь и проявите терпение. Мягко поправьте ребенка, если он ошибся, но не заостряйте на этом внимание, чтобы не развить негативизм или фобию общения.


Про уменьшительно-ласкательные придется забыть. Если вам так уж хочется проявить нежность, лучше лишний раз скажите сыну или дочери, что вы их любите, гордитесь ими.


И еще неуместно применение переносных конструкций. Либо сразу необходимо пояснять смысл фразы, хотя для ребенка это все равно тяжело понять.


Обучение через игру

Хорошо развивается словарный запас во время игры. Например, игры вроде «Съедобное-не съедобное», «Мечта», также «Горячо-холодно» (хорошо еще и для пространственного мышления), шахматы и так далее.


Обязательно рисуйте вместе с малышом. Это отлично развивает фантазию, моторику, речь. Советуйтесь и взаимодействуйте — «Мы нарисовали радугу, траву, облако. Как ты думаешь, что можно еще изобразить на нашей картине?».


Поощряйте ребенка похвалой за старание, при этом проговаривайте, за что он получил одобрение — «Миша, молодец! Ты правильно сказал — заяц любит кушать капусту». Или, напротив, «советуйтесь» — «Света, как ты думаешь, где живет лиса?».


Работа будет в любом случае продолжительной и кропотливой. Тем не менее положительная результативность при терпеливом подходе обязательно появится.


Поделиться в соцсетях: