Дислексия у детей

Поделиться в соцсетях:

По статистике, дислексией страдают от 10 до 15% людей. Многим из них можно помочь, если правильно поставить диагноз. Дети с «риском дислексии» – с дисгармоничным психомоторным развитием, во многих случаях могут быть защищены от школьных неудач. Это возможно, если в дошкольном периоде постараться компенсировать частичные задержки в их развитии или снизить интенсивность этих трудностей с помощью специальных упражнений


В разном возрасте появляются или несколько усиливаются различные проявления расстройств психомоторного развития и связанные с ними симптомы трудностей чтения, письма и нарушения речи у детей с дислексией:

•    трудности с застегиванием одежды, шнуровкой обуви и т. д.

•    трудности с употреблением местоимений «внутри-снаружи», «до», «после»

•    трудности с запоминанием и выполнением более одной команды одновременно

•    задержка речевого развития, затруднения речи, неправильное произношение, частая перестановка звуков и слогов

•    трудности с запоминанием названий предметов

•    путаница в названиях направлений: «вправо-влево», «вперед-назад»

•    зеркальное переворачивание букв, искажение формы букв

•    трудности с запоминанием материала в виде ряда, последовательности, например, дней, недель, названий месяцев, букв алфавита

•    трудности с запоминанием текущей даты, даты рождения и определения времени

•    отсутствие прогресса в обучении чтению

•    быстрая утомляемость, обусловленная необходимостью концентрировать внимание и прилагать больше усилий при выполнении школьных заданий.

Многие из этих симптомов обычно сохраняются в школе. Конкретные трудности чтения и письма следует отличать от трудностей, с которыми сталкивается любой ребенок, начинающий читать и писать. 

Особенности детей с дислексией – это время, необходимое им для овладения навыками чтения. К концу третьего класса ученик должен овладеть беглым чтением до такой степени, чтобы оно служило инструментом для изучения предметов и доставляло ребенку удовольствие. Дети с дислексией в четвертом классе все еще не умеют читать. Наличие расстройства подтверждается многопрофильным диагнозом.


Виды дислексии у детей

Термин дислексия развития включает в себя несколько расстройств. Существуют следующие виды дислексии у детей:

•    дислексия – специфические трудности чтения, проявляющиеся в расстройствах темпа и техники чтения, степени понимания содержания

•    дизорфография – специфические трудности с освоением правильного написания (включая орфографические ошибки)

•    дисграфия – низкий уровень графического почерка

•    дискалькулия – специфические трудности в изучении математики.

Этиология дислексии развития

Есть много причин дислексии у детей. Исследования этиологии трудностей с чтением и письмом у детей касаются, в частности, структуры головного мозга (цитоархитектоники коры головного мозга), его биоэлектрической активности, функционирования иммунной системы и гормонального баланса организма, а также их влияния на центральную нервную систему.

Специалисты выделяют следующие причины дислексии развития:

•    генетические

•    органические

•    гормональные

•    замедленное созревание центральной нервной системы

•    эмоциональные расстройства

•    незнание базовых техник чтения и письма

•    нарушения процесса латерализации

•    нарушения темпа и ритма развития.

Принято считать, что психологическая травма и состояние стресса дезорганизуют всю человеческую деятельность, особенно такую сложную, как речь, чтение и письмо, но картина этих расстройств неспецифична. Эмоциональные расстройства, которые часто сопровождают дислексию речи у ребенка, обычно имеют вторичный характер и являются результатом многолетней неуспеваемости.

Диагностика и помощь детям с дислексией

Специализированная помощь детям с особыми трудностями в чтении и письме называется педагогической или психолого-педагогической терапией. Эти воздействия являются корректирующими и компенсирующими – они направлены на улучшение нарушенных функций (коррекция) и на поддержку хорошо развивающихся функций (компенсация), которые могут стать опорой для нарушенных функций или заменить их при необходимости. Диагноз дислексия у ребенка обычно ставится после первых трех лет обучения в школе.

Большое бремя ответственности ложится на учителей младших классов, которые должны знать, как определить дислексию у ребенка и, заметив трудности с чтением и письмом, включить в программу специальные корректирующие и компенсирующие упражнения. Терапевтическая помощь представляет собой многоуровневую систему, отвечающая потребностям детей с разной степенью трудностей с чтением и письмом.


Поделиться в соцсетях: