Что такое расстройство аутического спектра (РАС) у детей

Поделиться в соцсетях:

К обширной группе врожденных психологических расстройств относится патология – аутический спектр. Это нарушение имеет характерные черты: у ребенка с РАС есть проблемы с социальными взаимодействиями. Диагностика заболевания достаточно затруднительна и выполняется группой врачей, которые специализируются на аутистах


Лечение расстройства аутического спектра имеет шансы на успех при своевременном обнаружении патологии. Чем раньше родители обратятся за профессиональной помощью, тем благоприятнее прогноз коррекции. 

К сожалению, число поставленных диагнозов РАС ежегодно увеличивается как в России, так и во всем мире. Это связано с тем, что международным научным сообществом реально осознается угроза распространения аутизма и РАС среди детей. Кроме того, улучшились методы диагностики этого расстройства, врачи-психологи все чаще стали обращать внимание на характерные симптомы у детей раннего возраста.

Причины заболевания

Единой версии, которая бы четко указывала на причины возникновения РАС нет. Врачи предполагают, что это расстройство имеет смешанную природу, состоящую из генетических, экологических и психологических факторов. 

К наследственным причинам относится связь родителей и ребенка. По данным исследований, у ребенка с РАС примерно 5% родственников страдали этими же расстройствами. Чтобы полностью проследить всю цепь наследственных причин, необходимо учитывать и микросимптомы аутизма у каждого из родителей. 

Психологические факторы обусловлены нарушением развития головного мозга. Наблюдаются изменение размеров отдельных долей и центров, отвечающих за развитие речи, взаимодействия, понимания, коммуникации и способности к обучению. 

Также замечено, что формированию РАС способствует осложненная беременность. В перинатальном периоде, если у матери были вирусные заболевания, сложный токсикоз, которые привели к гипоксии плода или поражениям головного мозга у ребенка, это может повлиять на развитие патологии. В комплексе такие причины могут существенно увеличить опасность аутического спектра у детей. 


Симптоматика и признаки

Не все дети проявляют признаки расстройства аутического спектра в раннем младенчестве. Иногда симптомы могут проявиться после полутора-двух лет, когда ребенок научился произносить отдельные слова и звуки. Существуют сигналы, на которые стоит обратить внимание.

К ним относят сложность в налаживании зрительного контакта с ребенком. Зачастую он избегает смотреть родителям в глаза, не любит, когда к нему прикасаются, отсутствует привязанность к отцу или матери. 

В играх ребенок отдает предпочтение какой-то одной игрушке и полностью посвящает ей все внимание. Также, необходимо отметить задержку развития речи. Обычно, к году малыш должен начинать гуление и издавать звуки, характерные для его возраста. Ребенок с подозрением на РАС не повторяет звуки и отдельные слова.

У них сдержана эмоциональная реакция, редко появляется улыбка на лице, а некоторые наоборот, слишком бурно реагируют на внешние раздражители, такие как свет, звук. Кроме того, у детей аутическим спектром развития может присутствовать неадекватность в поведении со сверстниками, избегание общения и совместных игр с ними.

Такие показатели не могут служить стопроцентным диагнозом РАС, однако дают сигнал к обращению за помощью к профильному специалисту, который занимается диагностикой психических нарушений. 

Классификация и виды расстройств аутического спектра

В медицинской среде принято использовать классификацию Никольской, которая описывает четыре группы аутического спектра:

1.    К первой группе относятся глубокие и явно выраженные нарушения. Такой ребенок лишен возможности самообслуживания и у него полностью отсутствует социализация другими людьми

2.    Вторая группа также имеет грубые нарушения психики, стереотипность поведения и опасность нервных срывов. Нарушение режима и распорядка дня ребенка может спровоцировать агрессию и неадекватное поведение. В речи преобладает эхолалия и простые слова

3.    Для третьей группы характерны отдельные фрагменты нарушений. Дети могут хорошо уметь говорить, увлекаться какой-то одной темой, однако построить с ними диалог сложно и знания о внешней обстановке обрывочны

4.    Четвертая группа более социально адаптирована, склонна к общению, однако дети робки, сложно идут на контакт и не проявляют инициативу в коллективной игре. 


Поделиться в соцсетях: