Чем алалия отличается от афазии?

Поделиться в соцсетях:

Далеко не многим понятна разница между алалией и афазией. В обоих случаях наблюдается отсутствие или расстройство речи. Логопедический спектр заболеваний и нарушений может запутать кого угодно. Даже врачи не всегда без дополнительного обследования могут определить подвид патологии. Однако в этом случае все гораздо проще


Самым основным отличием является патогенез расстройств. Алалия формируется на фоне внутриутробных и ранних постнатальных поражений ЦНС, проявляется в возрасте до 1-2 лет. Афазия подразумевает распад уже имеющейся речи, проявляется в возрасте от 3 лет. Речь при афазии иногда восстанавливается самостоятельно, однако логопедические занятия ускоряют процесс. 

Афазия наступает вследствие поражения головного мозга при:


●    инсультах

●    травмах

●    воспалительных процессах

●    опухолях

●    сосудистых нарушений

●    проблемах с мозговым кровообращением.


Основные причины алалии:


●    интоксикация матери во время вынашивания

●    токсикоз на любой стадии беременности

●    резус-конфликт с плодом

●    недоношенность

●    травмы во время родов

●    асфиксия при развитии плода внутриутробно, а также во время рождения

●    черепно-мозговые травмы в ранний постнатальный период

●    негативная наследственность

●    воспалительные процессы

●    постинфекционные осложнения

●    трисомия

●    нарушения обменных процессов

●    нейроинфекции.


Отличия в патогенезе

Долгое время считалось, что патогенез алалии связан с органическими поражениями головного мозга.  Слуховой гнозис локализуется преимущественно в левой височной доле. Естественно, понимание речи может сложиться лишь при условии накопленного словаря и, если сохранены проводящие пути между полушариями. В противном случае ребенок не понимает обращенной речи и звуков при сохранении слуха. Таким образом, при сенсорной алалии отсутствуют связи между правым и левым полушарием головного мозга. 

При моторной алалии патологический процесс находится в основном в доминантном левом полушарии. Допустим, что ребенок понимает речь, различает звуки. Однако, чтобы он заговорил, нужно, чтобы он мог воспроизводить артикуляционные движения. Это возможно лишь в случае, если сохранены и работают проводящие пути между височной и премоторной, постцентральной областями мозга. В этом же случае должны работать лобные доли, отвечающие за мышление. 

К алалии приводят нарушения нейропроводящих путей. Теория подтверждается исследованиями, в ходе которых было выявлено, что не у всех алаликов наблюдается органическое поражение мозга. В свою очередь, диагностируемые кисты не являются основанием расстройства. 

Кроме того, в раннем возрасте мозг достаточно пластичен и способен замещать пораженные участки новыми, что невозможно во взрослом возрасте при афазии. Однако в случае, если нейронные связи не сохранены, этого не произойдет. То есть между алалией и афазией есть отличия также в основе патогенеза. В первом случае это поражение ЦНС, во втором — конкретных речевых центров головного мозга, которое, в свою очередь, разрывает проводящие пути. 

Кто должен проводить диагностику?

Если у человека была, но внезапно пропала речь — незамедлительно обратитесь к специалистам за исключением патовых причин, например, инсульта. Медлить нельзя ни в коем случае. Уже в больнице, во время диагностики выяснится точная причина. 

В случаях, когда ребенку исполнилось 1-2 года, а экспрессивной и импрессивной речи не наблюдается — вам необходимо пройти полное обследование у логопеда, ЛОРа, невролога и других специалистов.

В любой ситуации самостоятельно диагностировать ничего не следует. Врачи обследуют, назовут точную причину и назначат коррекционное лечение.


Поделиться в соцсетях: