Атипичный аутизм: что это такое

Поделиться в соцсетях:

Термин «аутизм» более-менее понятен всем. Но что значит атипичный аутизм? В чем его отличие от «типичного»? Поддается ли он коррекции и какие прогнозы в целом на дальнейшую жизнь?


Атипичный аутизм – это общее расстройство развития психической сферы. От «типичного» аутизма он отличается двумя ключевыми моментами: 

1.    обычно симптомы атипичного аутизма начинают проявляться только после 3-5 лет. При «типичном» первые признаки заметны уже в первые месяцы жизни ребенка

2.    «типичный» аутизм сопровождает три обязательных симптома: нарушение социального взаимодействия, сложность в общении с окружающими, наличием стереотипных повторяющихся движений. При атипичном один или два из них могут отсутствовать.

Важно отметить, что заболевание может проявляться как в виде самостоятельной формы (аутичный детский психоз), так и в виде комплекса симптомов, сопутствующего другим патологиям, в основном хромосомным. Кроме того, атипичный аутизм может сопровождаться умственной отсталостью.

Причины атипичного аутизма

Заболевание считается многофакторным, определить точную причину в большинстве случаев не представляется возможным. Доказана значительная генетическая составляющая, но также немалая роль отводится патологиям беременности и родов.

 

Признаки атипичного аутизма

Атипичный аутизм у детей начинается на фоне уже имеющихся наследственных хромосомных заболеваний либо же на фоне нормального развития. В обоих случаях симптомы появляются не ранее 3-х летнего возраста.

Первое проявление – ребенок начинает вести себя отрешенно. После этого наблюдается постепенная утрата ранее приобретенных навыков: речи, координации, ухода за собой, бытовых умений. Затем появляются спонтанные движения руками, которые могут привести к самоповреждениям. Или же, наоборот, ребенок надолго застывает в определенной позе.

В большинстве случаев заболевание неуклонно прогрессирует, то есть когнитивные функции постепенно угасают. Хотя вариативность симптомов очень обширна.


Диагностика, лечение и реабилитация

Диагноз ставится врачом психиатром на основании осмотра и наблюдения больного, а также тщательно собранного анамнеза от родителей и родственников.

Основной целью лечения является максимальное сглаживание проявлений атипичного аутизма, облегчение взаимодействия больного с его ближайшим окружением и внешним миром, повышение общего качества жизни в максимально возможном объеме.

Лечение носит одновременно медикаментозный и немедикаментозный характер. Для купирования явлений психоза используют антипсихотические препараты. Их дозировка, частота и длительность приема назначается каждому больному индивидуально, с учетом конкретных проявлений. Для замедления задержки развития и синдрома гиперактивности назначают ноотропы.

Немедикаментозный этап состоит из реабилитационных мероприятий, которые проводятся при участии логопедов, психологов, дефектологов. Все процедуры нацелены на замедление регресса психических функций, облегчение коммуникативных процессов (хотя бы в ближайшем окружении), сглаживания проявлений заболевания в обычной жизни.

Прогноз развития заболевания

Прогноз развития атипичного аутизма у детей зависит от наличия или отсутствия сопутствующей умственной отсталости. При сохранном интеллекте и целенаправленной реабилитации дети с атипичным аутизмом имеют все шансы на благоприятный исход и сравнительно успешную социализацию во взрослом возрасте.

Умственная отсталость ограничивает спектр возможностей ребенка с атипичным аутизмом до освоения навыков самообслуживания и минимальных социальных и коммуникативных умений. 


Поделиться в соцсетях: