15 фильмов о ментальных расстройствах

Поделиться в соцсетях:

Фильмы про ментальные расстройства интересны зрителю, потому что на экране особые эмоции и переживания. Взглянуть на окружающий мир глазами человека, страдающего психическими отклонениями, это значит, открыть для себя новую грань восприятия окружающего мира


Чаще всего расстройства психики используются сценаристами для создания триллеров и хорроров. Список таких картин достаточно внушителен. Однако есть достаточно много фильмов на эту тематику, которые несут глубокий философский или моральный подтекст. Вот некоторые фильмы о ментальных расстройствах, которые заставят вас задуматься или удивят неожиданными сюжетными поворотами, а иногда и то и другое. 


«Прерванная жизнь»

Пограничное расстройство личности – таков диагноз главной героини фильма «Прерванная жизнь». 

Сюзанна Кейсен с детства лишена эмоционального тепла в своей семье. Отец постоянно работает, мать запуталась в своих личных переживаниях. 

Тревожное состояние родителей не могло не отразиться на дочери. В адрес ребенка звучат упреки, малышка чувствует свою вину буквально за все. Девочка пассивна, робка, не уверена в себе. Младенцем Сюзанна упала из кровати и сломала ногу. С тех пор родители стали ее привязывать, чтобы она не повредилась. В таком скованном состоянии у любого нормального человека разовьется депрессия.

Если с детства ребенку внушать, что он причина неприятностей, то он начнет в это верить и искать самонаказания. Так случилось и с Сюзанной. После попытки самоубийства она оказывается в психиатрической больнице. Медики не могли поставить точный диагноз: это болезнь или все-таки девочка здорова?

Сама героиня тоже стала осознавать, что она способна сделать шаг в сторону нормальной жизни или остаться в стенах клиники для душевнобольных. Особенно это стало очевидно после самоубийства одной из девушек, с которой она познакомилась в лечебнице.

Сьюзен выбрала путь к «здоровью», она стала посещать психотерапевта и смогла вернуться домой.


«Бойцовский клуб»

Главный герой «Бойцовского клуба» страдает психическим расстройством. Налицо симптомы диссоциативного расстройства и шизофрении.

Жизнь главного героя – рассказчика, у которого в фильме даже нет имени, скучна и неинтересна, пока в нее не врывается торговец мылом Тайлер Дёрден. Тайлер становится альтер-эго рассказчика.  Он пытается убедить, что цель в жизни может быть только одна – саморазрушение. Вместе они создают подпольный бойцовский клуб, который помогает им и другим мужчинам разрядиться, отвлечься от будничных забот и унылого одинокого существования. Клуб постепенно превращается в нечто большее – секретный проект «Разгром», который ставит цель перестроить общество, особенно его финансовые институты. Несмотря на раздвоение личности, рассказчик начинает понимать, что Тайлер готовит реальные взрывы банков. Он убивает свое альтер-эго и обретает единство личности.

«Помни»

Диагноз главного героя этой картины – антероградная амнезия.

Леонард – следователь страховой фирмы, расследует убийство своей супруги. Полученная им тяжелейшая травма головы разделила жизнь героя на «до» и «после». Он помнит все, что было до травмы. Но то, что происходит в действительности, Леонард не может удерживать в голове более 5 минут. Ему приходится самому себе оставлять подсказки: записки, фото, даже татуировки. 


«Форрест Гамп»

Умственно отсталый Форест с детства терпит насмешки. Мальчик живет с мамой, которая прикладывает все усилия, чтобы сын учился в обычной школе и был как все. Доброта, отзывчивость, искренность, любовь к людям, открытость не дают Форесту стать изгоем. Несмотря на чудаковатость и заторможенность, он преодолевает житейские трудности, становится успешным человеком. А помогают герою отличные спортивные данные. Призыв: «Форест, беги» становится девизом его жизни. И он бежит: и на спортивных соревнованиях, и спасать своих друзей во Вьетнаме, где проходил службу, и даже на встречу с президентом Америки. 

Странноватый парень Форест Гамп становится отцом, у него появляется сын, возможно, такой же особенный, как и он сам.


«Пролетая над гнездом кукушки»

Картина рассказывает о психиатрической лечебнице. В клинику поступает новый пациент – преступник Рэндл Макмерфи для прохождения экспертизы. Большинство пациентов лечебного учреждения находятся здесь по доброй воле. 

В лечебнице царят жестокие порядки. Рэндл не желает находиться в подчинении старшей сестры, как это делают другие пациенты. Он устраивает карточные и спортивные игры, вечеринки и даже побег.

Наказание сурово – из героя делают «овощ», ни на что не способное существо. Финал трагичен: слабоумный Рэндл задушен подушкой.


«Черный лебедь»

Талантливая, но неуверенная в себе балерина Нина Сейерс переживает из-за появления конкурентки, которая может отобрать у нее долгожданную роль. Переживаний девушке добавляет ее деспотичная мать, которая постоянно контролирует Нину и заставляет ее идти к своей нереализованной мечте.

Нина становится примой и должна уметь сыграть персонажа и Белого Лебедя, и Черного. Это нелегко. Для роли первого девушка подходит идеально, а второй – злой и темный – ей дается с трудом. Поэтому ей приходится вынуть на поверхность скрытые чувства агрессии и страсти, злобы, ненависти.

Нина настолько вживается в свой образ, что перестает отличать вымысел от происходящего. Психика девушки не выдерживает. У нее развиваются навязчивые состояния. Современные психиатры могли бы поставить несколько диагнозов: нервная анорексия, галлюцинации, обессивно-компульсивное расстройство. 

«Что-то не так с Кевином»

Кевин не похож на других детей. С раннего детства он ведет себя очень жестоко: ломает игрушки, крушит все вокруг, любит сцены жестокости. Его лицо совершенно не выражает эмоций. Он не отличает правильного от неправильного, не умеет сочувствовать и сопереживать. Мама мальчика Ева предпочитает не видеть, что с сыном что-то не так. Она пытается изменить его силой материнской любви, но этого недостаточно. В 15 лет Кевин убивает отца и сестру, а потом и других просто так, без причины. Лишь только когда его отправляют в тюрьму, Ева понимает, что с ним что-то не в порядке. Сам Кевин тоже не знает, в чем причина его антисоциального поведения.


«Игры разума»

В основе фильма история реального человека – математика Джона Нэша. Лауреат Нобелевской премии по экономике с 30 лет страдает параноидальной шизофренией. Нэш себя целиком и полностью отдал науке, занимался исследованиями. Женой ученого стала его студентка, когда он преподавал в университете Массачусетса. 

По просьбе агента ЦРУ Джон начал заниматься поиском зашифрованной информации. Расследование оказалось вымышленным, но ученый окунулся в него с головой. Окружающие не сразу это поняли, пока болезнь не проявилась окончательно. 

Картина построена так, что невозможно отличить реальную действительность от галлюцинаций. 

Врачи смогли вернуть Джону психическое здоровье. Оказалось, что шизофрения поддается лечению. Ученый вернулся к работе и даже был удостоен премии.


«Донни Дарко»

Проблема параноидальной шизофрении поднимается в картине «Донни Дарко». Психическим расстройством страдает шестнадцатилетний подросток Донни. Он уходит из дома, повинуясь приказаниям злого кролика-гиганта Фрэнка. Вернувшись на утро, обнаруживает в своей комнате упавший с неба самолетный двигатель. Юноша замечает в себе способность предвидеть будущее и изменять время. Ему кажется, что он скоро умрет, и очень этого боится.

Подросток посещает психотерапевта, рассказывает ему и даже признается в преступлениях. Он чувствует в себе агрессию и пытается бороться с этим, четко выполняя медицинские предписания, но таблетки не особо помогают. 

Зрителю трудно понять, какие события реальны, а какие вовсе не происходили. 


«Вечное сияние чистого ума»

Любовь и память – эти две темы тесно переплетаются в картине. Джоэл и Клементина влюбляются, потом ссорятся, потом решаются стереть друг в друга из своей памяти, затем вновь встретиться и снова влюбиться. Есть компания, которая специализируется на стирании памяти. У Клементины процедура проходит гладко, а у Джоэла не совсем. 

На самом ли деле любовь живет где-то в подсознании, что его невозможно изменить? 

Что касается психического состояния героев, то такие манипуляции с сознанием не могут не сказаться. У Джоэла явные признаки депрессии, у Клементины пограничное расстройство. 

«Исчезнувшая»

Ник и Эми супруги. Приближается очередная годовщина их свадьбы. Но Эми вдруг исчезает. Повсюду улики, указывающие на преступление. Дотошный детектив, которому поручено расследовать исчезновение, начинает подозревать Ника в причастности к этому делу. Все ведет к тому, чтобы назвать Ника виновником похищения жены. Появляются новые доказательства и улики, словно таинственные подсказки, наводящие на мысль, что именно этот человек преступник. Но детектив замечает некоторые странные несостыковки, которые не дают ему покоя: неужели Эми намеренно инсценировала похищение? 

Героиня, поступая так, хотела изменить свою жизнь. Супруг был источником душевной боли и страданий. Зачем это терпеть?

Можно ли назвать героиню психически неадекватной? Смогут ли супруги жить вместе дальше? Покажет время.


«Она»

Мишель Леблан в разводе, сын живет отдельно. Успешная бизнес-вумен крутит роман с мужем своей подруги. Однажды женщина переживает насилие: в дом врывается неизвестный, избивает ее и насилует. Заявлять в полицию Мишель не стала. Она пытается провести собственное расследование. 

Мишель запуталась в сексуальных связах и фантазиях. Она чувствует влечение к соседу, подсматривает за ними его супругой-ревностной католичкой. Собирая рождественский ужин, женщина решает пригласить на него не только родственников, но и соседей. Под столом пытается заигрывать с соседом. А вскоре насильник вновь посещает ее квартиру. Но Мишель удается сорвать маску с незнакомца – оказывается, это ее сосед. В полицию вновь заявлять не стала, но пригрозила через некоторое время. Очередной визит соседа-насильника закончился для него трагически. 


«Часы»

В «Часах» персонажи живут в разном времени. В центре картины – один день из жизни трех женщин, каждая из которых влюблена в роман «Миссис Дэллоуэй». Судьбы героинь очень похожи, а жизненные линии тесно переплелись между собой. 1923, 1951, 2001 – три времени, три дня, три женщины. Каждой приходится принимать непростые решения: продолжать жить во что бы то ни стало, или закончить жизнь самоубийством. 

Фильм рассказывает, как заболевание влияет на принятие решения о суициде. Женщины страдают депрессией и биполярным расстройством.


«Король-Рыбак»

Карьера успешного радиоведущего Джека рушится в один момент. Всему виной неудачная циничная выходка и психический больной, который постоянно названивал Джеку. Как-то навязчивый звонивший парень сообщил о своей радости: якобы он увидел собрание мажоров-яппи в кафе. Джек предлагает пристрелить их, а не радоваться, что человек на том конце провода и делает. Сначала убивает мажоров, а потом себя. Массовое убийство по «приказу» Джека ставит крест на его карьере, мужчина впадает в депрессию. Он спивается и хочет покончить с собой. Но сделать это ему не дает странный человек, чья жизнь тоже не имеет смысла после смерти жены в том самом кафе, сумасшедший Пэрри. Он живет в своей придуманной реальности. Джек, чувствуя свою вину, решает ему помочь. 


«Сплит»

Кевин – особенный человек, в нем уживаются 23 абсолютно разные личности: мужчины, женщины, дети. Он говорит на разных языках, совершает преступления, перелетает из одной страны в другую, не отдавая отчета в том, что происходит. 

У героя явное диссоциативное расстройство и шизофрения.


Поделиться в соцсетях: