Виды алалии

Поделиться в соцсетях:

Алалия – это расстройство, при котором наблюдается недоразвитие речи во всех ее сферах, а в тяжелых случаях – полное ее отсутствие. Оно связано с органическим поражением речевых зон коры головного мозга, формируется внутриутробно либо в первые три года после появления ребенка на свет


В логопедии виды алалии у детей классифицируют по определению Ковшикова в трех формы: моторную, сенсорную, смешанную.


Моторная алалия

Проявляется на фоне поражения речедвигательного анализатора. При этой форме страдает экспрессивная речь. То есть, человек не может нормально сам говорить, но распознает и понимает то, что говорят другие люди.

Если поражены постцентральные извилины (в нижнетеменных отделах левого полушария), развивается кинестетические артикуляторная апраксия, то есть, афферентная алалия. При поражении задней трети нижней лобной извилины, а также центра Брока, проявляется кинетическая артикуляторная апраксия или эфферентная алалия.


Объясним это понятным языком на примере симптоматики моторной формы расстройства

При этом нарушении симптомы могут быть речевыми либо неврологическими, психологическими.

Неврология проявляется в двигательных нарушениях – тяжелой координацией, недоразвитием пальчиковой моторики. Сложности человек испытывает, например, в застегивании пуговиц, складывании пазлов, нанизывании бусинок на нить.

Психологические нарушения прослеживаются в расстройстве внимания, памяти, восприятия. Обычно дети утомляются быстро во время занятий, в сравнение с остальными у них понижена работоспособность и есть речевой негативизм. Может быть затронуто интеллектуальное развитие, однако эта проблема с правильной коррекцией исчезает сама по себе.  

При афферентной алалии ребенок способен разговаривать правильно, однако у него наблюдаются дефекты звукопроизношения, замены парных фонем, в результате которых нарушается формирование слова. 

Эфферентная алалия влияет на слоговую структуру, искажая ее, так как есть проблемы с выполнением артикуляционных движений. Часто эфферентные алалики начинают заикаться.

Как правило, при моторной алалии скудный словарный запас. Детям с трудом даются новые термины и определения. В речи путают падежи, часто ставят все малознакомые слова в именительный падеж. Также они строят преимущественно короткие предложения, испытывают сложности в последовательном изложении каких-либо событий, путая время, причину, следствие, главное и второстепенное.  

Если расстройство протекает тяжело, ребенок может не заговорить совсем, издавая только звуки, сопровождаемые активной жестикуляцией. 

Так как между речедвигательной и речеслуховой системой есть взаимосвязь, чаще всего алалия протекает в смешанной форме. Чисто сенсорная или моторная формы алалии встречаются крайне редко.


Сенсорная алалия

Характеризуется нарушением или потерей импрессивных возможностей. То есть, ребенок плохо воспринимает обращенную речь, не понимает смысл сказанного ему, при сохраненном слухе. Алалики такого типа иногда страдают гиперакузией – слишком чувствительно воспринимают разные звуки, которые мы привыкли не замечать, например, скрип, шум пылесоса.

Собственная речь присутствует, но в виде звуков, обрывков слов, непонятных для окружающих. Даже если алалик может говорить, он устраивает «словесный салат», смешивая буквы, слоги, пропуская их (эпизия) или повторяя (персеверация), использует фонемозамены (парафазии) или повторы чужих слов (эхолалия). В общении сенсорные алалики активно применяют жесты и мимику.

При тяжелой форме расстройства понимание речи полностью отсутствует. При легкой ребенок понимает простые обращения, однако смысл сказанного может терять если, например, ввести в речь незнакомые ему слова или внезапно поменять темповый речевой поток. Встречаются случаи, когда он различает только собственные слова, для понимания которых, он их проговаривает вслух.

Так как алалик страдает от фонетического восприятия, он с трудом различает синонимы или слова, близкие по звучанию, тяжело ассоциирует услышанное с реальными событиями или предметами. 

Иногда сенсорная алалия сопровождается УО или интеллектуальными нарушениями, но симптомами они не являются. Чаще всего за умственные нарушения принимают то, что ребенок недопонял речевое обращение.

С психологической стороны особенностью расстройства являются проблемы с вниманием, памятью, восприятием. 

Сенсомоторная алалия

Эту форму расстройства также называют смешанной, и она является самой тяжелой в алалическом спектре.

Поражены практически все речевые центры, вследствие чего страдает понимание речи, произношение, мелкая моторика, нарушено умственное развитие. 

Если сразу, года в 3-4 не начать лечение, есть риск, что коррегировать расстройство до положительного результата не получится. 

Все виды алалии поддаются коррекции, однако начинать занятия необходимо своевременно и следует сразу учесть, что улучшение не произойдет за 1-2 подхода. Кроме того, к осмотру и устранению симптоматики следует привлекать специалистов – логопеда, нейропсихолога, невролога. 



Поделиться в соцсетях: