Трудности семьи, воспитывающей ребенка с аутизмом

Поделиться в соцсетях:

Все специалисты по аутизму сходятся в одном: семья — самый главный инструмент в лечении, адаптации и социализации ребенка с РАС (расстройством аутистического спектра). Но такие семьи сами порой оказываются очень уязвимы


Чувство безысходности и неопределенности перспектив вместе с ощущением неоправданных надежд дестабилизирует психологический климат семьи. Усугубляется ситуация отношением близких родственников и друзей, которые зачастую, не зная, как себя правильно вести, начинают избегать контактов.

Важность понимания

Признанный авторитет в области психологии детей с расстройством аутистического спектра Ирина Карвасарская, говоря о проблемах во взаимоотношениях семей с детьми-аутистами, отмечает крайнюю важность правильно выстроенных внутрисемейных отношений. Родители и ближайшие родственники — это те, кому нужно в первую очередь научится правильно понимать своего ребенка.

Под словом «понимать» в данном случае подразумевается признание проблемы как таковой. Дело в том, что многие родители аутистов упорно отрицают факт наличия психиатрического диагноза, пытаются списать все его явные проявления на особенности характера ребенка. Изучение его психологических особенностей методов коррекции и взаимодействия с ним также входит в понятие «понимать».  Одним словом, повышая свою психологическую компетентность, семья ребенка с аутизмом переходит от понимания и принятия на этап активной помощи.

Все проблемы, с которыми сталкиваются семьи, воспитывающие ребенка с расстройством аутистического спектра, можно разделить на три типа: психологические, социальные и материальные. Рассмотрим их подробнее.

Психологические трудности семьи, воспитывающей ребенка с аутизмом

Кандидат психологических наук и соавтор книги «Аутичный ребенок» Мария Либлинг, всесторонне исследуя психологические проблемы таких семей, пришла к выводу, что на первое место по значимости выходят последствия хронического стресса, который провоцирует депрессию, раздражительность и эмоциональный накал. 

У матери аутичного ребенка стресс обоснован в большей степени неоправданными надеждами, которые она возлагала на будущее. 

Не получая от ребенка эмоционального отклика в виде улыбок, готовности к ласке, да просто ответного взгляда, она невольно начинает накапливать чувство недовольства своим материнством.

Схожие чувства испытывает и отец. Невозможность контакта с ребенком, передачи своего опыта и умений, отсутствие заинтересованности в сближении — все это провоцирует чувство родительской несостоятельности, и зачастую приводит к уходу отца из семьи.

Обобщая, можно сказать, что все семьи, воспитывающие ребенка с РАС, в разное время испытывают примерно схожие чувства и трудности:

●    страх за будущее ребенка и свое

●    депрессию от потери смысла

●    чувство одиночества

●    разлад супружеских отношений.


Сложности социального взаимодействия семей аутистов


К сожалению, в нашем обществе сложился устойчивый стереотип, что аутичные дети могут представлять опасность для окружающих. Это представление, настрой распространяется и на саму семью с особым ребенком. Считая его обузой и наказанием за какие-то неведомые проступки — семью жалеют, а иногда наоборот испытывают к ним неприязнь. Конечно же, родители не могут не ощущать особого к себе отношения, что приводит к еще большему их дистанцированию от окружающих.


Справедливости ради стоит отметить, что не лучше по отношению к семье себя ведут и те, кто призваны стать первой поддержкой и опорой после постановки диагноза. Речь идет о докторах.

Диагноз аутизм, как правило, ставится ребенку не раньше 3-4 лет. Очень часто специалисты дают родителям сразу неутешительные прогнозы на будущее. Хотя на самом деле комплекс современных медицинских и психолого-педагогических мероприятий способен очень сильно приблизить ребенка к миру нормотипичных детей. Все что должен сделать врач сразу после постановки диагноза – это доступно объяснить, что происходит и дать надежду на то, что ситуацию можно изменить.


Совместная работа родителей, педагогов, психологов и врачей – эта квинтэссенция успеха в социализации и адаптации ребенка с РАС. Поддержать семью, дать ей правильные ориентиры и задать направление к исправлении ситуации – это именно та помощь, какая требуется им на первоначальном этапе.


Поделиться в соцсетях: