Самые распространенные нарушения развития в раннем возрасте

Поделиться в соцсетях:

Некоторые из этих нарушений заметны сразу. Некоторые проявляются позже и не столь явно


Говоря о том, какие вообще бывают нарушения развития, обычно делят их на две группы: нарушения физического развития (ФР) и нервно-психического развития (НПР). Физические нарушения как раз и заметны сразу. Они являются явным отклонением от принятых норм. А вот вторые требуют внимательного наблюдения за поведением ребенка в первые месяцы его жизни. 

Нарушения физического развития

Основными показателями, по которыми оценивают уровень физического развития новорожденного, является вес, рост, окружность головы и грудной клетки, а также то, насколько они пропорциональны относительно друг друга.

Исходя из этого, существуют следующие нарушения:

•    гипотрофия. При этом состоянии наблюдается дефицит массы тела. Может быть разной степени выраженности. Если подкожно-жировой слой уменьшается только на туловище, то это гипотрофия I степени, на конечностях – II, на лице – III степени. Зачастую это состояние сопутствует каким-то вялотекущим хроническим заболеваниям

•    гипостатура. Таким словом называется отставание ребенка не только по массе, но и по росту от средних возрастных показателей. Как правило, причиной этого состояния являются серьезные гормональные нарушения. Однако, в ряде случаев, это может рассматриваться и как вариант нормы, например, если родители ребенка сами небольшого роста и веса

•    паратрофия. Состояние, при котором увеличивается масса тела, при сохранении нормального роста. Также может быть разной степени выраженности: I степень – масса на 10% больше средней нормы, II – на 20% и III степень – на 30%. К паратрофии приводит чаще всего повышенная калорийность и несбалансированный состав пищи. Сопутствует этому состоянию задержка двигательного развития, неустойчивый эмоциональный фон, снижение общего мышечного тонуса

•    карликовость (нанизм). Это нарушение ФР, при котором показатели роста сильно ниже средних среди ближайших родственников. В основе всегда нарушение генетической регуляции роста. Может быть двух типов: с пропорциональным и непропорциональным телосложением

•    гигантизм. Чрезмерный рост. Состояние, связанное с избытком «гормона роста».


Нарушения нервно-психического развития

К моменту рождения у ребенка полностью сформированы все органы и системы, кроме нервной. Следствием этого является полная неспособность новорожденного к передвижению и ограниченный диапазон двигательных навыков. Постепенно нервная система развивается – малыш начинает осваивать новые движения, приобретает способность к самостоятельному передвижению. Этому способствует взаимодействие с окружающим миром и в первую очередь с родителями.

Как и физическое развитие, развитие нервно-психическое подчиняется определенной норме. В определенные сроки (предельно жестких рамок нет, имеет место некий допустимый разброс) малыш должен уметь делать то или это. Если это не происходит, то, возможно, имеют место какое-то нарушение психического развития в детском возрасте. К наиболее распространенным относятся:

•    синдром двигательных нарушений. В этот диагноз включают обычно любые отставания в моторном развитии ребенка, связанные с задержкой освоения основных двигательных навыков. Например, ребенок не удерживает голову в 2 месяца или не переворачивается в 4 месяца и т.д. Причиной являются негрубые органические поражения мозга, чаще вследствие недостатка кислорода во внутриутробном периоде или в процессе родов

•    умственная отсталость. Умственное недоразвитие может быть трех степеней: дебильность (легкая степень), имбецильность (средняя) и идиотия (тяжелое слабоумие). Критериями степени тяжести УО является способность ребенка к обучению и социальной адаптации. В раннем возрасте умственная отсталость проявляется снижением познавательного интереса – ребенок мало интересуется окружающим, игрушками. Наблюдается запоздалое освоение навыков самообслуживания. В более старшем возрасте ребенок не может освоить чтение, счет, могут быть дефекты речи разной выраженности

•    задержка речевого развития. Наблюдается у детей с нормальным интеллектом в виде задержки сроков освоения речью или наличием дефектов речи. У ребенка с ЗРР нарушения можно заметить уже в самом раннем возрасте: неактивное гуление, малое разнообразие звуков, неохотное повторение за взрослыми, преимущественное использование жестов и мимики вместо речи – все это косвенно может свидетельствовать о задержке развития речи

•    задержка психического развития. Подразумевается замедление темпов развития основных психических функций, таких как внимание, память, мышление, эмоционально-волевая сфера. Отклонения в развитии памяти – самый частый признак задержки психического развития. Кроме того, у таких детей снижена потребность в общении со сверстниками, часто их отличает эмоциональная неустойчивость, например, резкий переход от плача к смеху и наоборот

•    расстройство аутистического спектра. Искаженное психическое развитие, при котором страдает способность к коммуникации, часто речь, воображение и эмоционально-волевая сфера. У детей с аутизмом резко снижена потребность социального взаимодействия. В раннем возрасте проявляется в невозможности установления контакта с ребенком – зрительного, эмоционального. Ребенок мало улыбается или не улыбается совсем. Никак не выделяет знакомых взрослых, не демонстрирует привязанности.


Внимание родителей к особенностям роста их малыша и срокам освоения им определенных навыков помогает выявить проблемы развития детей раннего возраста. А это позволяет принять своевременные меры по преодолению ситуации. Однако никогда не стоит спешить с выводами. Окончательное и компетентное заключение могут дать только медицинские работники. 


Поделиться в соцсетях: