С моим ребенком что-то не так?

Поделиться в соцсетях:

Каждый ребенок развивается индивидуально — один начинает ходить в 8 месяцев, другой до полутора лет ползает, у кого-то сын заговорил в год стихами, а у других молчал до 3 лет. Это зачастую становится поводом для серьезного беспокойства. Где найти тонкую грань между необходимостью обратить особое внимание на потенциальные дефекты здоровья и синдромом чрезмерно тревожных родителей?


«Мой ребенок внимательно рассматривает свои ручки. Чтобы это значило?», «Он почему-то совсем не реагирует на свое имя», «Мой малыш слишком вертит головой…» — различные навязчивые фобии часто преследуют отцов и матерей. Усугубляется положение тем, что в раннем возрасте малыш не может рассказать о своих ощущениях и тогда родители проводят параллели со сверстниками своих чад, ищут информацию на тематических форумах. Огромное количество времени и финансов затрачивается на зачастую совершенно бесполезные обследования, и вместо счастливой поры созерцания и радостей родительства — хронический нервоз и километры больничных коридоров.


Множество заболеваний, чреватых врожденной инвалидностью, выявляют в первые дни жизни. Например, синдром Дауна, некоторые генетические патологии, болезни опорно-двигательного аппарата, судороги, пороки сердца и сосудов. Однако есть такие аномалии, которые проявляются по мере роста малыша. И хотя страх перед ними сильнее всего будоражит родителей, ранняя диагностика позволяет их своевременно выявить и по возможности, предотвратить патовые последствия.


Родители – самый главный локатор здоровья своего ребенка. Но помочь врачам своевременно обратить внимание на действительно значимую проблему, они могут только в том случае, если здраво оценивают ситуацию.

 

Рассмотрим самые популярные родительские страхи и определим, в каких случаях необходимо поспешить за консультацией к специалисту.

Хорошо ли видит мой ребенок?

Проблема с визуальным восприятием — один из первых страхов родителей новорожденного ребенка.


Сразу после рождения человека зрение развито примерно на 75% и полноценно формируется в течение первых 2 лет жизни. В таком возрасте выявить патологии зрения сложно, несмотря на то, что в неонатальный период малыша планово обследует офтальмолог.


Насторожить должны:

•    деформации элементов глаза, в том числе, набухание или опадание век

•    изменение цвета склеры, появление красной сосудистой сетки

•    выходящее за пределы век глазное яблоко

•    гнойные выделения из слезного дренажа, воспаление век и склер.


Неочевидные симптомы определяются по мере роста детей. В норме, когда в возрасте 3-4 месяцев дети начинают фокусироваться на предметах, следить за их перемещением. Если ребенок не обращает внимание на маму, не может сосредоточить взгляд — это чаще всего явный признак нарушения, визуальная невнимательность. На проблемы с функциональностью зрения также могут указывать прищуривание при фокусировке или наклон головы во время изучения предмета.


Хорошо ли слышит мой ребенок?

Еще в утробе матери, примерно на 26 неделе беременности, ребенок начинает не только слышать, но и анализировать звуки. Это вовсе не означает, что новорожденный ребенок сразу начнет откликаться на свое имя. В роддоме слух проверяют на специальном аппарате, а потом доследуют при плановых осмотрах. Повод для беспокойства на домашнем наблюдении актуален в случае если появились визуальные признаки воспаления, ребенок кричит при легком надавливании на ушную раковину, из слухового прохода появляются выделения обильного характера и необычного цвета.


Также необходимо наблюдать за развитием и заострить внимание, если малыш:

•    в возрасте от 2-3 недель никак не реагирует на громкие звуки и голоса родителей

•    в 3-6 месяцев не поворачивает голову в сторону источника шума — маминого голоса, музыки, а также если не пытается общаться, агукать, лепетать

•    в 8-10 месяцев не произносит членораздельных звуков

•    в 1-2 года ребенок не обращает внимание когда его зовут, не реагирует на просьбы, не произносит слова и фразы.

Хотя эти факторы являются обязательным и безотлагательным поводом для обращения к врачу, 100% критерием наличия патологии со слухом их назвать нельзя. Причина может скрываться в развитии ребенка, в том, сколько времени ему уделяют родители, каким образом с ним занимаются, как он растет и в какой обстановке.


Все ли в порядке у него с речью?

В списке фобий тревожных родителей, после появления на свет долгожданного малыша появляется множество страшных, незнакомых слов и аббревиатур — ЗПР, ЗРР, аутизм, УО. Они могут развиваться в качестве индивидуальной патологии либо являться симптомами единого заболевания.


ЗРР (задержка речевого развития), помимо отсутствия благоприятной речевой среды и депривации, возникает при билингвизме, педагогической запущенности, стрессах, синдроме гиперактивности и наличии в родовом анамнезе гипоксии плода. Также ЗРР проявляется на фоне травм, при генетических и прочих категориях заболеваний. Характеризуется полным либо частичным отсутствием речевых навыков, а также их дефектов в виде заикания, мутизма, растягивания слов, невозможности формирования связных предложений.


Поводом для обращения к специалистам — логопеду и невропатологу являются отсутствие:


•    гуления и лепота в возрасте от 2 до 8 месяцев

•    первых слов от года (до 10 четких)

•    небольшого словарного запаса от 1,6 до 2 лет в виде 40-60 слов

•    первых четко сформулированных предложений к 2,5-3 годам.


Некоторые родители уверяют, что до 5 лет может отсутствовать речь полностью без каких-либо патологий. Это ошибочное мнение и не стоит перекладывать их опыт на своего ребенка. Обнаружив проблемы с несоответствием норм речи, необходимо немедленно обратиться к врачам за консультацией и обследованием.

А что если ЗПР?

ЗПР (задержка психического развития) — обратимое явление нарушения интеллектуальных возможностей ребенка, при котором возникают трудности в его обучении и развитии. Может быть спровоцирована соматическими, наследственными, перинатальными нарушениями, а также социальными проблемами.


Симптоматика обширна — несоответствие умений и навыков возрасту, проблемы с речью, поведением, памятью, сном. Отличить реальную патологию от избалованности и гиперопеки поможет комиссия ПМПК.


ЗПР подлежит лечению или коррекции, но принимать меры необходимо оперативно, в этом случае успех будет гарантирован.


А что если аутизм?

Аутизм — это расстройство при котором наблюдается дефицит эмоциональных проявлений, замкнутость и зацикленность ребенка. В перинатальном периоде его не диагностируют и даже возможные причины появления медицина до сих пор не выявила.


Характерные признаки аутизма могут проявляться в полной либо частичной степени:

•    отсутствие контакта «глаза в глаза»

•    интровертность

•    нервоз при физическом контакте

•    отсутствие заинтересованности в общении с другими детьми

•    чувствительность ко многим или ко всем громким звукам

•    избирательность в еде

•    слабая инстинктивная защита, отсутствие понимания угрожающей опасности

•    проблемы с речью

•    ритуальность, стереотипность, зацикленность

•    избирательный интеллект.


Аутизм — не приговор, на ранней стадии его успешно корректируют и, хотя случаев полного выздоровления еще не выявлено, ребенка с РАС вполне возможно социализировать на ранней стадии диагностики заболевания.


Мой ребенок не такой, как все

Если оказалось, что ваши недавние сомнения – всего лишь проявление тревожности за любимое чадо, то, скорее всего, подобное повторится и в будущем. Раз за разом вы будет примерять на него симптомы разных заболеваний, сравнивать и сомневаться.


При обнаружении патологии ситуация развивается еще хуже. Поставленный диагноз, даже при успешной корректировке, оказывает тяжелое воздействие на родителей малыша. Это трудно пережить без последствий, но необходимо, чтобы вы держались ради своего ребенка, ведь без вас ему точно не справиться с заболеванием. Важно осознать, что вне зависимости от состояния, он такой-же человек и любимое вами чадо как до осмотра доктором, просто с некоторыми особенностями развития и свежей записью в больничной карточке.


Если вам тяжело самостоятельно справиться со своим состоянием, обратитесь к когнитивно-поведенческому терапевту, вступите в группу родителей детей с такой-же или подобной патологией. И помните, что неизлечимых болезней не существует, есть те, к которым еще просто не успели подобрать лечение.


Поделиться в соцсетях: