Как вести себя с ребенком аутистом?

Поделиться в соцсетях:

Даже у самых лучших в мире родителей бывают сложности в общении с детьми. Это может быть пубертатный период, непростой характер или обычная избалованность. Унывать не следует, все поправимо если не разговорами, то уж точно временем. Чего не скажешь о родителях аутистов


С ребенком, страдающим от этого расстройства, сложно достичь полной гармонии в отношениях. Необходимо учиться ждать, терпеть, подстраиваться. Написано огромное количество книг и пособий на эту тему, но сколько бы ни было рекомендаций, подход все равно разрабатывается индивидуальный. Можно лишь дать несколько общих советов о том, как общаться с аутистом.

Почему не существует алгоритма

Те, кто малознаком с аутизмом, считают, что это люди, которые сидят на том месте, где посадишь, бездумно смотрят в одну точку и периодически устраивают скандалы. Реальность сильно отличается от сложившихся стереотипов.


У страдающих этим расстройством есть общие черты, но каждая сформированная личность индивидуальна, в том числе по патологическим особенностям. Это всегда случайный микс характера, эмоций, увлечений и неожиданных проявлений.


Поэтому, если вы мама или папа особенного ребенка, отбросьте стереотипы и трехтомные учебные пособия, пользуйтесь своей интуицией и рекомендациями специалистов.


Не сюсюкаем, не молчим — как разговаривать?

Любому ребенку, здоровому или обладающему аномалиями в развитии, не будет понятен и приятен сюсюкающий тон. Речь с искажением голоса до «мимими» не воспринимается как информационно ценная, раздражает неестественностью. Ложная жалость и умиление, выраженные таким образом — последнее, что могло бы помочь аутисту, и без того с трудом воспринимающего информацию. Разговаривайте четко, по делу, ни в коем случае не повышая голос, так как у таких детей слух часто гиперчувствительный.


Вторая ошибка в обращении — молчание. Даже если у ребенка нет речи, он полностью замкнут в себе, это не означает, что он вас не слышит и не понимает. Отсутствие общения полностью убивает результативность коррекционной терапии. Старайтесь комментировать каждое действие. При этом обращение не должно быть обрывистым. Вместо «Пошли», «Не шуми» — «Илюша, сейчас мы с тобой наденем шапку, варежки, сапоги и пойдем гулять на детскую площадку», «Маша, не шуми, пожалуйста, папа спит» и так далее. Аутисту сложно понять обращенную речь, особенно если он визуально бесконтактный, поэтому обязательно упоминайте имя, и подробно все проговаривайте. Помните, что ребенок не глухой, он вас отлично слышит.


Если вы хотите его развивать, пытаться социализировать и наладить речь, как можно больше с ним общайтесь. Читайте ему книжки, рассказывайте ритмичные потешки и стишки, возможно даже пойте (если ему это нравится).


В зависимости от тяжести расстройства можно использовать в общении визуализацию. Например, вы берете помидор в руки, подходите к ребенку и говорите — «Катя, будешь кушать помидор?». Или показывайте картинки, фотографии — например, «Олег, папа идет с работы домой». Так малышу будет проще воспринимать обращенную речь и пополнять словарный запас.


Можно ли наказывать аутиста

У некоторых родителей сдают нервы, и они применяют телесные наказания к детям, которые их не слушают, то ли для того, чтобы угомонить, то ли, чтобы выплеснуть негатив. Так нельзя поступать со здоровым ребенком, а уж с аутистом тем более недопустимо. Боль усугубит фобии малыша, разрушит хрупкое доверие между вами, да и ожидаемого результата не принесет.


Как вести себя с ребенком аутистом при вспышках негативного поведения:


1.    Если он шумит, бьет себя по причине того, что ему не дали ценную вещь, потакать не стоит. Уберите ее подальше, аккуратно возьмите за руки, объясните, что это брать нельзя. Проявите терпение и стойкость

2.    Иногда ребенок проявляет аутоагрессию, как способ самобичевания, если у него что-то не получается, он считает себя в чем-то виноватым, его что-то раздражает (например, шум). В этом случае поведение зависит от причины. Раздражающие факторы надо убрать, что не получилось — помочь, дитя постараться успокоить доступным способом, например, гладьте его по голове и говорите, какой он хороший, как сильно вы его любите и что нельзя себя бить, кусать

3.    Если скандал произошел в общественном месте, постарайтесь увести ребенка с места происшествия, спокойно объясните окружающим, что это особенный малыш, ему тяжело, он устал и так далее.


Совместные занятия с аутистом

У ребенка обязательно должны быть не только воспитательный, но и развлекающий досуг, так как общаясь с ребенком аутистом в игровой форме вы поможете ему расслабиться, возможно, он найдет себе подходящее занятие, будет развиваться. Хорошее настроение — тоже позитивный эффект совместного времяпрепровождения.


Увлечь его можно тем же самым, чем и обычных детей:


●    чтением книг

●    компьютерной игрой

●    подвижными играми

●    рисованием

●    игрушками (если интересуется ими)

●    просмотром мультиков

●    танцами.


Что делать нельзя

Существует ряд распространенных ошибок, которые не успели разобрать, пример того, как нельзя общаться с аутистами или что не следует делать:


●    нельзя дергать, делать резких движений

●    избегайте дома ссор с домашними, скандалов, драк

●    не собирайте большие компании, особенно если у ребенка гиперслух

●    старайтесь не нарушать установленный график дня

●    ни в коем случае не обманывайте.


Терпение, внимание и любовь — то, что нужно любому ребенку, в том числе с аутичными расстройствами. Руководствуйтесь интересами малыша и помните, что к нему нужно и можно найти подход.


Поделиться в соцсетях: