Как развивать творческие способности у детей с ОВЗ?

Поделиться в соцсетях:

Развитие творческих способностей ребенка с ОВЗ — не просто способ его чем-то занять. Это раскрытие потенциала, внутреннего мира ребенка


Особым детям обычно проще выразить свои мысли, эмоции, чувства, используя зрительные образы. Это их инструмент самовыражения, способ показать миру свои убеждения и значимость как личности. Специалисты утверждают, что занятия творчеством полезны для коррекции расстройств и заболеваний. Кроме того, занятия помогают:


●    устранить чувство зажатости, комплексы

●    избавить ребенка от одиночества (при занятиях в кружках)

●    развить потенциал и способности

●    улучшить моторику, память, внимание, мышление, зрительно-двигательную координацию

●    разработать физические показатели (если говорить об активной деятельности).


С чего начать?

Никогда не поздно начать творческое развитие детей с ОВЗ, но лучше это делать в раннем возрасте, когда ребенок еще не может объективно оценивать свои «первые блины». Кроме того, если вы рассматриваете кружок или другую деятельность в группе, с каждым годом ему будет все сложнее влиться в коллектив, адаптироваться к обществу, завести новые знакомства, в том числе со здоровыми сверстниками.


Перед тем как приступать к занятиям, необходимо:


1.    оценить возможности. Выберите ту сферу, в которой ребенок сможет развиваться, достигать новых результатов, независимо от имеющихся особенностей развития. Учитывайте не только конкретные ограниченные возможности, но и интересы, способности, пожелания самого ребенка

2.    решить, каким образом будут проходить занятия — с педагогом или на дому

3.    побеседовать с педагогом, чтобы узнать, готов ли он заниматься с особым учеником, как и когда проходят занятия

4.    подготовить ребенка. Все новое кажется пугающим, выход из зоны комфорта сопряжен с возрастанием эмоционального напряжения. Положение спасет мотивация и постепенное введение в творческую деятельность. Покажите ребенку чему он может научиться. Как вариант, что-то вместе нарисуйте, слепите, спойте, при этом положительно оцените результат, спокойно и без чрезмерных восторгов.

Что выбрать — коллектив или онлайн-курсы?

Хороший вариант — творческие занятия в коллективе со сверстниками и под руководством педагога, особенно, если занятия проходят по спецпрограмме в инклюзивной группе. Специалисты знают, как работать с детьми с ОВЗ, как помочь им адаптироваться в коллективе. Также учитель сможет распознать конкретные творческие способности ребенка и направить их в нужное русло.

Однако в некоторых случаях не всегда есть возможность заниматься в таком формате. 

Тогда рассмотрите вариант онлайн-курсов или онлайн-мастер-классов. Необязательно использовать дорогие ресурсы, есть порталы с бесплатными занятиями.


Как развивать творческие способности у детей с ОВЗ дома?

Поставьте цель. Мотивация — основной двигатель прогресса. Не начинайте с больших и амбициозных задач — картина для Третьяковки, выступление в опере, свой бренд. Достаточно использовать цели, гарантирующие успех — теплый шарф отцу в подарок на Новый Год, песня для мамы к 8 марта, пластилиновый танк для 9 мая. Ребенок должен добиваться успеха, получать похвалу и стремиться к большему постепенно. Долгосрочные ожидания, иногда несбыточные, вызывают сомнения и разочарование.

Сразу приобретите все, что потребуется на первое время. Например, чтобы не получилось так, что у ребенка есть пряжа, а спицы он будет ждать пару месяцев, пока не потеряет интерес. Инструменты должны быть качественными, будь то выжигатель по дереву или иголки, поскольку важно сократить риск травматизма до минимума.

Иногда мама поощряет интерес, а кто-то другой, наоборот, критикует. Это сеет у ребенка (причем, у любого – с ОВЗ или нет) сомнения в собственных возможностях и наличии таланта. Поэтому поговорите с домашними, прекратите близкое общение с критично настроенными знакомыми, чтобы исключить демотивацию. Помогайте ребенку осваивать, развивать новые интересы, утешайте в неудачах и поощряйте успехи — тогда точно у вас все получится.

А если не получается?

Творческие способности у детей с ОВЗ могут никак не проявляться. Так бывает, что кто-то не расположен ни к каким занятиям — душой или по складу характера. Тогда развитие можно направить в другую сторону — в точные науки, спорт, уход за растениями, программирование.

Ребенок должен почувствовать свою важность и уникальность не только за счет бесконечной родительской любви, но как самостоятельная личность, которая может достичь поставленной цели.


Поделиться в соцсетях: