• Главная
  • Уход
  • Как подготовить особого ребенка к детскому саду

Как подготовить особого ребенка к детскому саду

Поделиться в соцсетях:

Социализация — часть программы адаптации детей с нарушениями развития в обществе. Первый ее этап — подготовка особого ребенка к детскому саду. Но родителям он порою дается с большим трудом


Многие здоровые дети ежедневно ходят в детский сад. Родители при этом не испытывают угрызений совести, ведь им надо работать, пополнить бюджет семьи, реализовать свои возможности. Совсем иная ситуация в семьях с особыми детьми.  


Снизить уровень опеки

Мамы и папы таких детей (особенно те, кто не прошел когнитивно-поведенческую реабилитацию), нередко испытывают чувство вины уже за то, что их ребенок – инвалид. А уход за ним они воспринимают как работу, к которой привыкают. Это, а также любовь к своему малышу, создают тяжелую зависимость от сложившегося жизненного устоя. 


Даже если вы занимаетесь с малышом круглосуточно, необходимо вывести его из-под гиперопеки, расставить приоритеты. Необходимо понять, что вы нуждаетесь в ребенке больше, чем он в вас. Жизнь не крутится вокруг одного диагноза, необходимо заняться собой, отдохнуть, а возможно, поправить семейный бюджет. А малышу важно общение со сверстниками. Без социализации не получится адаптировать его к реалиям общества. Кроме того, в детском саду ребенок будет постоянно окружен воспитателями, дефектологами, логопедами, привыкнет соблюдать режим дня и научится массе полезных вещей


Если у вас нет сомнений в необходимости такого шага, если вы можете снизить уровень родительской опеки, пора приступать к подготовке особого ребенка к детскому саду.

Зачем вообще готовиться к детсаду

В любом дошкольном учреждении к особому ребенку формируется индивидуальный подход. Задача педагогов — по максимуму уделить время каждому воспитаннику из группы. Им помогут другие специалисты, особенно, если детсад коррекционный. Однако организация самой образовательной системы все равно будет единой.


Ошибочно мнение, что раз условия равны для каждого ребенка, то это надо безоговорочно принимать: «поплачет и успокоится», «другие находят контакт со сверстниками и мой найдет», «не умеет — научат». Особые дети не созданы под копирку. Кто-то адаптируется легко, а кто-то испытывает трудности. Последнее создает препятствия на пути к социализации, продлевает пребывание в зоне дискомфорта. Увы, это не всегда закаляет. Часто это даже дает регресс в развитии. Особенно, это актуально, если ребенок-инвалид посещает обычный детсад. Это надо понимать, и к этому надо быть готовыми.


Взаимодействие со сверстниками

Способность к общению появляется не сразу, хотя именно дошкольный период – наиболее благоприятное время для формирования социальных навыков. Сверстники побуждают к активности, помогают развивать воображение, логику. В ходе взаимодействия дети учатся выходить из конфликтных ситуаций, находить варианты совместного времяпрепровождения.

Избавьте ребенка от страха перед общением. Для этого старайтесь чаще посещать детские площадки, встречаться с другими семьями, ходить в гости, тематические кафе, участвовать в праздничных и спортивных мероприятиях.


Не бойтесь неудобных и неприятных вопросов. Можно изготовить специальную визитку для незнакомых людей – бейджик или футболку с надписью. Можно также заранее подготовить краткое устное пояснение – например, «Это Валя. Она очень добрая, но у нее аутизм. Ей сложно наладить общение». Такой подход многое упростит — родители не будут бояться оставлять своих чад с вашим, не спутают ОВЗ с плохим воспитанием.


При таком подходе, максимум через полгода ваш ребенок не будет ощущать дискомфорт в обществе.


Приучать к своему отсутствию

Основной кошмар ребенка — то, что мама исчезла. Дети все воспринимают утрированно, даже недолгую разлуку считают вечностью. Поэтому перед отправкой в детский сад, постепенно приучите малыша к своему отсутствию, если такого опыта у вас еще нет. Договоритесь с близкими или наймите няню, которые смогут присматривать и играть с ним в ваше отсутствие. Очень важно, чтобы в это время он не скучал, был занят интересными занятиями.


Уходя, предупреждайте ребенка, что вам необходимо ненадолго отлучиться. Возвращаясь, обязательно сообщайте, что вы снова дома. Время отсутствия постепенно увеличивайте.


Подготовка к режиму и самостоятельности

Если позволяют особенности развития и само заболевание, необходимо поработать над самостоятельностью. В детском саду строгий режим дня и расписана программа занятий. Педагог поможет сходить воспитаннику на горшок, приучит к ложке и напомнит помыть руки, но лучше, если вы научите этому ребенка до поступления в учреждение. Тем более, что в обычных (не коррекционных) группах такие навыки считаются обязательными.


До приема в детсад нужно начинать переходить на режим, установленный в выбранном учреждении. Это нужно как для облегчения работы воспитателя, так и вашего спокойствия. Если ребенок поздно засыпает и поздно просыпается, начните будить его пораньше. Также поинтересуйтесь расписанием приемов пищи и дневного сна.


Выбор дошкольного учреждения

При выборе детского сада ориентируйтесь на:


•    удобное расположение

•    наличие коррекционных групп или возможности посещения обычных

•    присутствие в группе друзей ребенка, с которыми ваш малыш уже установил контакт.


Обязательно заранее посетите детский сад, познакомьтесь с педагогическим составом. Воспитателю необходимо рассказать, а лучше предоставить письменные разъяснения по поводу особенностей малыша, его навыков, умений и характера. Подробно расспросите, как подготовить особого ребенка к детскому саду в соответствии с рекомендациями и условиям данного конкретного учреждения.


Тысячи детей с тяжелыми диагнозами ходят в дошкольные учреждения. Главное — ничего не бойтесь, воспринимайте их как помощь. Тогда все получится, и вы преодолеете первый, самый важный этап социализации.


Мария, мама Ярослава, диагноз УО и РДА


Поделиться в соцсетях: