Домашние обязанности для ребенка с аутизмом

Поделиться в соцсетях:

В любящих семьях, аутистов растят как хрупкие цветы, полностью адаптируют пространство под их особенности, избегают лишний раз нагружать просьбами. В своей заботе родители иногда забывают, что они такие же люди. Им необходимо играть, повышать самооценку, к чему-то стремиться, быть полезными. Внутри них живет маленький человек с естественными потребностями в самореализации. Трудотерапия — одна из самых эффективных стратегий корректировки детей с этим диагнозом. Поэтому многие психиатры рекомендуют родителям ввести в ежедневный график дня домашние обязанности для ребенка с аутизмом


Здоровые дети по мере взросления постепенно овладевают базовым набором социально-бытовых навыков через подражание взрослым. Они действуют методом проб и ошибок, обладая мотивацией — ожидая похвалу от родителей, желая сделать для себя какое-то благо (например, шалаш), показывая свою самостоятельность. Когда «пятый» гвоздь будет вбит в стену достаточно ровно или ребенок успешно пропылесосит квартиру — он перейдет на новый этап взросления и развития.


У ребенка аутиста отсутствует мотивация. Безусловно, необходимо много работать с ним в направлении развития интеллекта и взаимодействия, а после этого, приступать к навыкам самообслуживания. Поэтому мы говорим именно о детях с легкой или средней степенью аутического дизонтогенеза, с которыми уже пройден подготовительный путь.


Польза бытовой работы

В процессе выполнения заданий по дому развиваются внимание, моторика, самостоятельность, концентрация на задачах. Меняется социально-бытовое поведение ребенка, он становится более спокойным, удовлетворяется его потребность в самореализации. Метод постепенного введения трудотерапии с обязательной похвалой, способствует выводу аутиста из спектра некоторых фобий и замкнутости.


Нельзя утверждать, что трудотерапия полностью искоренит расстройство. К сожалению, физиология аутизма заложена в клеточной аномалии, которую пока лечить не научились. Однако домашние обязанности и задания для ребенка с аутизмом помогут в коррекционной терапии.


С чего начать

Налаживать бытовую деятельность аутиста нужно постепенно. Вы все еще строите хрупкую контактную связь и следует осторожно переходить на следующий этап требований.


Основная ошибка родителей в этот период — радоваться тому что есть, без дальнейшего развития. Подобно хрустальной вазе они берегут сложившиеся отношения, боясь делать новые шаги. Гиперопека приводит к деструктивному поведению, слабости эмоционального тонуса, потере социальных навыков. Нельзя продолжать обслуживать ребенка полностью — одевать его, предугадывать желания и мимолетные жесты, навязывая политику несостоятельности.


Начните подключать его к выполнению некоторых простых действий — подведите к раковине и протяните его руки к воде, чтобы он сам умылся, мотивируйте помогать, когда переодеваете и так далее. Сопровождайте действия приятной для него атмосферой — музыкой, любимыми стишками и потешками, ритмичными движениями. По мере успеха обязательно хвалите — «У тебя теперь такое чистое лицо, как ты хорошо его помыл», «Ах, как ты красиво оделся, умница».


Следующие этапы

Обеспечив возможность выполнения простейших навыков самостоятельно, переходите к расширению и усложнению задач. Что это будет, зависит от интересов и возможностей ребенка. Решать вам. В качестве домашних обязанностей для ребенка с аутизмом можно использовать легкие бытовые дела, например:


●    вынос мусора

●    уборку игрушек

●    полив цветов

●    заправка кровати.


Установите это как данность, мотивируйте похвалой. Кстати, многие родители используют короткие фразы одобрения — «Молодец», «Отличная работа». Ребенку сложно понять за что именно его похвалили, потому лучше говорить так — «Молодец, ты очень хорошо подмел пол», «Спасибо, посуда теперь чистая, ты очень помог». Еще лучше, если вы сопроводите благодарность наградой — подарите что-то интересное, обнимите.


Не стоит ругать аутиста, если в один из дней он поставленную задачу не выполнит. У таких детей рассеянное внимание и быстрое пресыщение занятиями. Вместо этого поставьте новую задачу, поменяйте род деятельности. Ваши труды не прошли напрасно в любом случае — ребенок научился что-то делать, в будущем он это обязательно повторит при желании или необходимости.


Путь к успеху всегда тяжелый. Однако в конце нас всегда ждет награда. Кто-то жаждет новую должность, кто-то стремится к миллионам. А высшая награда для мамы ребенка с аутизмом — его твердые шаги к овладению простейшими навыками, потому что от этого зависит его самостоятельность. Пробуйте и у вас все обязательно получится.


Поделиться в соцсетях: