• Главная
  • Новости
  • История «апельсинового пути» или рассказ о том, как мысль становится материальной

История «апельсинового пути» или рассказ о том, как мысль становится материальной

16.07.2020
Поделиться в соцсетях:

Судьба. Фатум. Можно назвать это как угодно. Просто иногда в нашей жизни происходит череда, казалось бы, случайных событий, которые как бы созвучны с нашими мыслями и подталкивают к определенным действиям, на которые до этого мы не могли решиться.


Валерия была давно наслышана о благотворительных организациях, восхищалась волонтерами, но присоединиться к их числу пока не решалась ровно до того момента, пока не произошел ряд «чудесных» совпадений.


«В 2014 году я зашла в VK и увидела в новостной ленте пост о том, что требуются волонтеры на десятидневную поездку в лагерь с ребятами из ПНИ №3, – вспоминает Валерия. – Поездка неправдоподобно идеально вписывалась в мой двухнедельный отпуск, и я написала, что хочу поучаствовать, убеждая себя в том, что это судьба. Я ведь давно хотела стать волонтером и вот она – возможность начать!»

До поездки оставался ровно месяц и по просьбе координатора девушка отправилась в интернат, чтобы поближе познакомиться со своими будущими подопечными. В этот день в учреждении как раз проходило совместное мероприятие благотворительных организаций «Апельсин» и «Перспективы».


«Все вокруг суетились, фотографировали коробки со спонсорскими угощениями и разносили их по столам, обнимали и веселили ребят, – рассказывает Лера. – Ребята, в свою очередь, помогали друг другу удобнее устроиться за столом, подвинуть чашку или тарелку, даже кормили тех, кто не мог есть самостоятельно. Тогда мне показалось, что я попала в совершенно другой мир, который могла видеть только я. Для остальных же все это носило отпечаток обыденности».

После чаепития Валерия вместе с другими волонтерами пошла собирать девочек на прогулку. Первой на пути им встретилась Людмила, которая воодушевленно кричала: «Гулять?! Гулять?! Гулять?!». Потом подтянулись остальные.

Впечатления от прогулки у Валерии остались положительные: все было весело, интересно и дружелюбно. По приезде домой она переживала довольно смешанные чувства, а в голове продолжало звенеть: «Гулять?! Гулять?! Гулять?!».


«Тогда я рассуждала таким образом: если не приедет условный “Апельсин” или еще какой НКО, эти люди будут сидеть в четырех стенах, запертые в палате на шестерых и ограниченные длинным коридором, – говорит Лера. – Это казалось не просто неправильным, но и жестоким. И я не могла не вернуться. Я понимала, что не смогу изменить систему, найти всем ребятам опекунов, убедить родителей детей с множественными нарушениями развития любить свою ребятню и воспитывать дома. Но! Я могла бы приезжать в интернат и хотя бы просто выходить с ними на улицу».

Это и стало отправной точкой «апельсинового пути» для Валерии. Затем последовала поездка в лагерь, где девушка провела со своими подопечными десять незабываемых дней.


«По окончании смены, на обратном пути, мы заехали в Свято-Троицкий Александра Свирского монастырь, где нам провели небольшую экскурсию и подвели к мощам, объяснив, что здесь можно попросить о чем-то важном для нас, – делится воспоминаниями Лера. – Когда к мощам на коляске поднесли Диму он стал просить благополучия для волонтеров и ни слова о себе. Я была настолько поражена: человек, у которого к богу могло бы быть столько претензий, которого несколько раз за экскурсию снимали с коляски, чтобы размять задеревеневшие мышцы и ослабить боль, даже не думает молить об облегчении своего состояния, просто целует икону и просит для других».

В такие моменты начинаешь понимать насколько широкая душа у этих людей, насколько не озлобленно их сердце. И это далеко не единичный случай.


«Саша, для которого я – ДИП (добровольный индивидуальный помощник), часто расспрашивает меня о жизни, интересуется моей работой, повседневными делами и планами, – отмечает Валерия. – Поначалу я рассказывала все, периодически упоминая о каких-то нерешенных проблемах. Потом они, конечно, решались, и я о них забывала. А Саша помнил, переживал и спрашивал, когда я приезжала. Тогда я поняла, что у него не “в одно ухо влетело, из другого вылетело” и стала меньше говорить о каких-то трудностях. Со временем я убедилась, что многие ребята, которые живут здесь, очень чуткие и внимательные по отношению к другим. Они очень переживают, если им кажется, что что-то сделали не так, боятся случайно обидеть». 

А еще они по-детски наивны и в самых обычных для нас вещах видят нечто удивительное.


«Ребята всегда рады выехать за пределы интерната и любой выход за ворота – праздник, – признается Лера. – Они долго и восторженно вспоминали салют после новогоднего выезда. Хотя на самом деле зрелище было такое себе: мы смотрели его издалека, сквозь деревья, но для них это был шедевр пиротехнического искусства. Потому что для многих из них это был вообще первый салют в жизни».

Наверное, самое главное, что со временем волонтеры становятся для этих удивительных ребят не просто людьми из вне, а настоящими друзьями, с которыми просто приятно провести время – не важно рисуете ли вы, играете в мяч или молчите. И эти чувства взаимны. Ведь волонтеры тоже искренне привязываются к своим подопечным и, несмотря на усталость и какие-то личные проблемы и переживания, спешат поделиться своим теплом.


«Мне светлее от того, что я сделала их день лучше, – говорит Валерия. – А когда ребята произносят: “Было здорово, ты приедешь еще?” – усталость, как рукой снимает. Вообще есть одна простая истина – если тебя радует достигнутый результат – открывается второе дыхание». 

Некоторые могут ставить под сомнение работу волонтеров и ту пользу, которую приносит их деятельность, мол есть же специализированные учреждения с квалифицированными сотрудниками. Что еще нужно?!


«На примере Иришки, очень доброй ми-ми-мишной девушки, которая как магнит притягивает к себе людей, я убедилась, в том, насколько атмосфера интерната ограничивает ребят, в том числе и в моральном плане, – рассказывает Валерия. – В поездке, всего за десять дней, Иришка стала говорить – не литературным языком Пушкина, но ГОВОРИТЬ! Хотя до этого членораздельных слов в ее речи не было, иногда проскакивало что-то похожее на реальные слова, но, в основном – эмоциональный набор звуков, «да» или «нет». А ведь мы просто разговаривали с ней в стиле “что вижу – то пою”, считали ступеньки, спускаясь и поднимаясь по лестнице, и через какое-то время она стала считать их сама! Появились четкие слова: “спасибо”, “пожалуйста”, “хочу”, она стала называть части тела, бытовые предметы и имена. А вернувшись в интернат, снова все забыла. И это не вина сотрудников, они делают свою работу, это просто такая система, в которой у ребят нет близкого человека для общения». 

Кажется, случай с Иришкой говорит о многом, и довольно красноречиво. Не важно, что думают или говорят другие, если ты хочешь что-то делать – делай, не стоит тратить свои силы, доказывая то, чего кто-то попросту не может понять в силу своего мировоззрения.


За всю нашу жизнь мы принимаем огромное количество решений: важных и не очень, глупых и мудрых, поспешных и обдуманных. Какие-то решения даются нам легко, какие-то не очень. Иногда нам может помочь чей-то совет или обычные слова поддержки. Для тех, кто очень хочет попробовать себя в волонтерстве Валерия хотела бы сказать следующее:


«Начните! Прогоните сомнения и придите на встречу для волонтеров, присоединитесь к поездке в интернат. Со временем это перестанет восприниматься как новомодное явление или «долг обществу», а превратится во встречу с друзьями, по которым скучаешь, с которыми переживаешь много новых эмоций, что-то пробуешь, узнаешь, развиваешься. Ещё в начале моего пути я очень переживала, что ребята ко мне привяжутся, а я перестану приезжать, в какой-то момент изменятся обстоятельства, и я не смогу продолжить. Это была основная причина моего яростного отказа от ДИПства. Сейчас я понимаю, что была не права. Даже если бы я была волонтером всего месяц или даже неделю – это больше, чем ничего».


Автор статьи: Анастасия Серова

Другие новости